Политический клуб PolitRoom
   
О клубе
Устав клуба
Структура
Администрация
Доклады
Проекты
Проблематика
Публикации
Целевой саммит

Накануне в штаб-квартире ООН завершился саммит, посвященный масштабному глобальному проекту "Цели развития тысячелетия". Ведущие политики 140 стран съехались в Нью-Йорк, чтобы подвести промежуточные итоги амбициозной программы, рассчитанной на 15 лет – с 2000 по 2015 год, по борьбе с бедностью в странах третьего мира, голодом, болезнями, гендерным неравенством и другими социально-экономическими проблемами.

В своей речи на открытии саммита генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун заявил, что задачи, обозначенные 10 лет назад, ведущими странами выполняются медленно и сама программа может провалиться, если реализация поставленных целей будет продвигаться такими же темпами и дальше. "Экономический кризис в странах-донорах не должен влиять на размер их пожертвований в пользу бедных", – сказал генсек ООН.

Судя по всему, цель этого саммита и состояла в том, чтобы напомнить ведущим мировым державам об их обязательствах перед бедными государствами – по его итогам был принят документ, в котором страны-лидеры еще раз подтвердили свои намерения бороться с глобальными социально-экономическими проблемами.

Ведущие страны не спешат выполнять свои обязательства перед беднейшими государствами

По данным ООН, за последние двадцать лет успехи в решении насущных проблем беднейшей части населения Земли все-таки имеются, хотя они и не так внушительны, как хотелось бы. В частности, с 1990 до 2008 год вдвое снизился уровень населения, живущего менее чем на 1 доллар в день. В 1990 году за чертой бедности жило 1,8 млрд. человек, в 2005 году таковых стало 1,4 млрд., к 2015 году их численность планируется довести до 920 млн. человек.

Правда, имеются сомнения в том, насколько этот показатель отражает реальное улучшение благосостояния населения. Например, трудно назвать прорывом то, что в два раза сократилось число людей, живущих на 1 доллар в день – даже если они стали получать 2 или 3 доллара в день, эти люди все еще остаются нищими. Странно, что ООН в своих расчетах отталкивается от такой мизерной суммы.

Более того, покупательная способность доллара за 20 лет также сократилась в разы. Даже если беднейшие слои населения Африки, Азии, Латинской Америки и стали формально зарабатывать больше, реально они не стали состоятельнее, о чем свидетельствует усиливающийся голод. Так, если в середине 1990-х число недоедающих в мире составляло около 800 млн. человек, то в 2009 году, по оценкам Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, эта цифра перевалила за 1 млрд.

То, что в мире уже более десяти лет увеличивается число "обеспеченных" людей, но при этом растет и число голодных, во многом является следствием стремительно растущей китайской экономики. Товаров становится больше, соответственно, растет число денежной массы, однако снижается ее покупательная способность. При этом в беднейших странах на фоне развития системы здравоохранения увеличивается продолжительность жизни и рождаемость, снижается смертность, но при этом объем производства продуктов питания существенно не изменяется.

Что касается доступа ко всеобщему образованию, то тут, по данным ООН, успехи более внушительны. Общее количество детей, не посещающих школу, снизилось со 106 млн. в 1999 году до 69 млн. в 2008 году. Наибольшее число "неучей" проживает в странах Африки к югу от Сахары. По данным ООН, главной причиной, препятствующей скорейшему росту уровня образования, является бедность. Во-первых, о каком образовании может идти речь, если ребенок с утра думает о том, что он будет есть вечером, во-вторых, во многих странах Африки даже начальное образование является платным. Так, например, отмена платного образования в Бурунди и Танзании привела к тому, что охват начальным образованием с 1999 года вырос втрое и вдвое соответственно. В 2000 году, когда стартовала программа "Цели развития тысячелетия", была поставлена задача к 2015 году полностью побороть неграмотность в мире, однако, уже очевидно, что добиться этого не удастся, хотя сокращение детей, лишенных доступа к образованию более чем на треть за десять лет является неплохим результатом.

Примерно на треть с 1990 года сократилась и детская смертность. Это значит, что сегодня в мире ежедневно умирает на 10 тыс. детей меньше, чем 20 лет назад. Результат впечатляющий, однако, в соответствии с целями ООН, к 2015 году детская смертность должна сократиться на 2/3. Это значит, что темпы ее сокращения должны уже в этом году увеличиться в четыре раза, что фактически невозможно.

Сокращается и материнская смертность, однако тут, на фоне более грандиозный целей, более скромные результаты. Добиться сокращения материнской смертности на 3/4 к 2015 году в сравнении с 1990 тоже не удастся.

Вместо того, чтобы давать нищему "удочку", страны-доноры пока что дают ему "рыбу"

Ситуация с распространением СПИДА и вовсе катастрофическая. Согласно планам ООН, к 2015 году планировалось остановить распространение этой болезни и наметить тенденцию к сокращению ВИЧ-инфицированных, однако, скорость распространения ВИЧ все еще опережает расширение доступа к антиретровирусной терапии. На каждых двух человек, получающих лечение, ежегодно приходится пять новых случаев заражения ВИЧ.

Как следует из данных ООН, ведущие страны не спешат выполнять свои обязательства перед беднейшими государствами, хотя прогресс, несомненно, на лицо. Мировой кризис, конечно, сказался на объемах помощи, однако они и до 2008 года не соответствовали запланированным изначально. Сейчас лишь пять стран-доноров предоставляют помощь развивающимся странам в определенном ООН размере в 0,7 % от валового национального дохода. Объем помощи остальных стран ниже, к тому же многие доноры из-за финансового кризиса сократили или отсрочили свои обязательства на 2009 и 2010 годы. Помощь беднейшим странам заключается в большей степени не в прямых финансовых вливаниях, а в предоставлении торговых и финансовых льгот. Так, доля беспошлинного ввоза товаров из развивающихся стран в развитые составила 80 % в 2008 году против 58 % в 1998. Более чем в четыре раза за 10 лет сократились выплаты бедных стран по долговым обязательствам.

То, что беднейшим странам крайне неохотно предоставляют прямую финансовую помощь, имеет под собой ряд серьезных оснований. Прежде всего, приток денег сдерживает огромный уровень коррупции, нежелание инвесторов вкладывать деньги в развитие нестабильных регионов, следствием чего является чрезвычайно малое количество проектов, направленных на развитие инфраструктуры и производства. Сейчас до 80 % бюджетных поступлений в беднейших странах Африки, Азии и Латинской Америки приходится на долю выручки от экспорта сельхозпродукции. Значительно меньшую долю занимают доходы от экспорта продукции добывающей промышленности. Сфера услуг и обрабатывающая промышленность находятся практически на нуле.

То, что на эти страны нельзя махнуть рукой и оставить их один на один со своими проблемами, вопрос не только общечеловеческой морали, но и прямых политических интересов развитых стран. Именно азиатские и африканские страны являются очагом экстремизма, терроризма, неконтролируемой массовой миграции, болезней.

Об этом, в частности, говорил, выступая на саммите ООН, глава российского МИДа Сергей Лавров. Отдельные государства, по его словам, оказывая финансовую поддержку одним странам, в одностороннем порядке вводят несогласованные с ООН санкции в отношении других стран, и это крайне негативно сказывается на уровне жизни населения и без того бедных государств.

Формально нищие стали зарабатывать больше, но реально они не стали состоятельнее

Говоря о роли России в достижении "Целей развития тысячелетия", Лавров отметил, что "наша страна продолжит усилия в поддержку развития как государств СНГ, так и развивающихся стран в других регионах, прежде всего, в Африке". По словам министра, если в 2008 году Россия безвозмездно выделила беднейшим странам 220 млн. долларов, то в 2009 – уже 800 млн. Что касается содействия странам СНГ, то "в период кризиса Россия предоставила им льготные кредиты и безвозмездную помощь на сумму более 4,6 млрд. долларов".

Говоря о размерах финансовой помощи, глава российского МИД, однако, не рассказал о том, насколько эффективно эти деньги были использованы. И проблема неэффективного, нецелевого использования денежных средств стоит не только перед Россией и ее странами-протеже. Вместо того, чтобы давать нищему "удочку", страны-доноры пока что дают ему "рыбу".

Генсек НАТО посетовал на то, что страны доноры до сих пор не выделили и половины из $ 100 млрд. долларов, обещанных беднейшим странам. Однако отдавать деньки в бездонную бочку, то есть, по сути, "откупаться", нет желания ни у кого. Залогом эффективного использования этих средств могут стать только конкретные инвестиционные проекты, ориентированные на развитие производства продуктов питания, товаров и услуг, лекарственных препаратов и других необходимых товаров на территории самих беднейших стран. Причем, контроль над расходом этих средств должны вести подмандатные ООН ответственные лица, а не местные коррумпированные власти. Возможно, в этом случае удастся реализовать все заявленные масштабные цели.

кризис, Китай, социальная сфера, экономика и политика


Генсек НАТО: угроза ракетных ударов по Европе нарастает
Интерпретация Нобеля
Главы Тюмени и Мордовии могут быть переназначены



2009-2017. Карта сайта