Политический клуб PolitRoom
   
О клубе
Устав клуба
Структура
Администрация
Доклады
Проекты
Проблематика
Публикации
Дошли до края

В прокат вышел российский претендент на "Оскара", фильм Алексея Учителя "Край" – масштабная киноэпопея о любви, силе человеческого духа и метафизической, замученной войной России.

Осень 1945 года. В центре сюжета – судьба машиниста по имени Игнат. Встретив победу в Берлине, герой Владимира Машкова оказывается в прямом смысле на краю цивилизации – на железнодорожном полустанке, затерянном в сибирской тайге. Здесь на вольном поселении проживает разнообразная антисоветская "сволочь". В основном бывшие пленные, дезертиры и русские женщины, прижившие детей от врага. Они, как Страшного суда, ждут приезда чекистского посланника по фамилии Фишман.

Железные бабы, железные мужики, железные паровозы, огненное чрево топки, адский грохот, скорость и дикие просторы. Национального колорита добавляет мистический медведь, то и дело вылезающий на железнодорожные пути.

В этот медвежий угол и попадают главные герои фильма: контуженный машинист Игнат, единственный страстью которого являются паровозы, и молодая немка Эльза, отец и жених которой были расстреляны НКВД, а сама она четыре года прожила в тайге, ничего не знав о войне. Из невнятных флэшбэков в прошлое мы узнаем о том, что оба героя кровно связаны с РЖД: она из семьи заброшенных в наши края инженеров-путейцев, он – бывший машинист, уволенный за фанатичное превышение скорости.

Сюжетные линии в итоге распадаются, так и не собравшись в единую метафизическую нить

Если бы не выдвижение фильма на "Оскар", поддержка главного телеканала страны и финансовые вливания РЖД, это кино можно было бы назвать авторским, в жанре так полюбившейся российским режиссерам кинопритчи. Чем дальше, тем больше кажется, что события происходят в былинном пространстве, а героями являются полумифические существа. Таким образом, например, был создан "Юрьев день". И также, как в Юрьевом дне, создатели картины решили, что миф и притча необязательно должны быть достоверными. Вернее, паровозы, пути, работа машинистов – все воссоздано с маниакальной точностью. Паровоз серии ОВ, или "овечка" – на таком в фильме разъезжает главный герой – сейчас стоит в Музее железных дорог. Год выпуска локомотива – 1903-й. А вот сюжетные линии в итоге распадаются, так и не собравшись в единую метафизическую нить фильма.

Почему для главного героя паровозы стали важнее всего в жизни? Как закалялся этот титан? Экранные подвиги все-таки требуют подготовки. Пусть не самого героя, но хотя бы зрителей. Однако режиссеры и создатели фильма не стали тратить на это время. Также как и на объяснение того, зачем разжалованный в кочегары Игнат отправился на таежный полустанок искать брошенный локомотив, как он вдохнул жизнь в эту ржавую громадину и заставил ее нестись на полной скорости по взорванному мосту, почему накануне войны в СССР для строительства моста был приглашен немецкий инженер, зачем он взял с собой дочь, как она после убийства отца и жениха жила все эти годы в кабине брошенного паровоза.

В картине есть еще одна любовная линия: любовь русской бабы Сони к машинисту Игнату. Софья, в исполнении Юлии Пересильд, как никто другой мечтает о семье: маленький закуток, приемный сын Пашка, муж и кастрюлька в цветочек... Ей нет дела до страсти Игната к паровозам и гонкам. И приласкав ее, он быстро теряет к Софье интерес, влюбившись в ту, с которой было связано дело его жизни – паровоз Густав. На вопрос Софьи "Ты чё там с ней делал-то?" Игнат честно отвечает: "Паровоз через реку тянул". Для него это и есть самая настоящая любовь. Машков карает врагов, покоряет суровую тайгу, не тонет в ледяной воде, не мерзнет на морозе, не горит в огне и валит огромные сосны одним движением плеча.

Учитель транслирует контузии исторического сознания, рисуя мир после войны, который не наступает сразу после окончания военных действий. Здесь все еще четко разделено на своих и чужих. Главный герой, вернувшись с поля боя вроде бы к своим, очень быстро оказывается среди них чужаком. И находит успокоение у тех чужих, которых еще недавно считал не более, чем трофеем.

Что действительно вызывает в фильме восхищение – это операторская работа

Учитель попытался сделать авторский блокбастер, но уровень российской киноидустрии не позволил ему сделать это в полной мере: нет в России авторов голливудских эпосов, ни за какие деньги невозможно получить нужное качество грима, костюма, массовки и прочих постановочных атрибутов. Но что действительно вызывает в фильме восхищение – это, несомненно, операторская работа. Потрясающе красивые пейзажные съемки, внушающие "страх и трепет" крупные планы, необычные ракурсы и откровенная сцена женской драки в бане – все это мастерски проделанная работа оператора Юрия Клименко.

Разнообразие фактуры к финалу фильма больно режет глаза, несмотря на то, что режиссер устало пытается поддержать разваливающуюся на глазах конструкцию. Фильм, вообще, создает ощущение дежавю: крупные мазки "Утомленных солнцем-2", мифологическая основа "Юрьева дня", символические действия второстепенных героев из "Бумажного солдата" и, наконец, финальный монолог главной героини, повествующий о счастливом будущем новой советской семьи на фоне заснеженных бескрайних просторов, почти из "Сибирского цирюльника".

Приблизительность эпизодов, отношений, образов, поступков стала результатом 109 раз переписанного сценария. Получилась развесистая драматургическая клюква. Огромное количество сценарных поправок не могло не сказаться на сюжетной канве фильма, поэтому прекрасные сцены соседствуют с небрежными, словно снятыми другим режиссером.

"Край" – зрелище хорошее, но не приведенное к общему знаменателю и не поддающимися цельному толкованию. Кажется, что создатели в процессе мифологизирования сами запутались в том, что хотели сказать.

медведев, ссср, деньги


Кремль пояснил необходимость присутствия Медведева на саммите Россия-НАТО
Победа без победителей
Бастрыкин вступился за дольщиков



2009-2017. Карта сайта