Политический клуб PolitRoom
   
О клубе
Устав клуба
Структура
Администрация
Доклады
Проекты
Проблематика
Публикации
Кошмар автомобилиста

Всего полтора месяца назад автору этих строк довелось писать материал о воссоздании дорожных фондов. И в нем, среди прочего, говорилось о том, что "ряд аналитиков уверен в том, что региональные власти упразднят налог для маломощных машин, поскольку его сохранение может повлечь серьезные социальные последствия". Ведь основное предложение Минфина – поднять акцизы на бензин, за счет чего и наполнить дорожные фонды финансами. От этого, как сразу же подсчитали эксперты, проиграют владельцы старых и устаревших еще на конвейере машин, поскольку их автомобили расходуют больше горючего.

Но вот прошел месяц, и другое ведомство, Минпромторг, выступило с новой, скажем прямо, сногсшибательной инициативой. Замминистра Андрей Дементьев от лица министерства предложил уже с 2011 года привязать ставку транспортного налога к экологическому классу автомобиля, введя для каждого класса коэффициент, который будет уменьшать или увеличивать базовую ставку.

Если предложения Минпромторга будут приняты, то для владельцев автомобилей класса "Евро-4" транспортный налог останется неизменным, и его базовая ставка составит от 2,5 до 15 руб. за 1 л. с. – в зависимости от мощности. На машины класса "Евро-3" базовая ставка налога может быть повышена в 1,2 раза, "Евро-2" – в 1,6 раза. Зато снизится налог для автомобилей классов "Евро-5" и выше, базовую ставку для них предложено уменьшить на 30 %. А вот для автомобилей, выпущенных до 1 января 2006 года, когда в России ввели стандарт "Евро-2", налог вырастет вдвое.

В России лишь 28% легковых автомобилей находится в эксплуатации меньше пяти лет

Как считают чиновники, дифференцированные коэффициенты будут стимулировать население покупать автомобили более высоких экологических стандартов. Население ответило им практически на всех автофорумах российского интернета одной и той же краткой, но емкой оценкой, упоминать которую мы здесь не будем ради соблюдения приличий.

Тем не менее, идею Минпромторга тут же поддержал, например, директор департамента Минэкономразвития Сергей Беляков. Он считает, что надо привязать ставки к экологическому классу машины и предлагает увязать ее с другими мерами поддержки автопрома. Нужно, видите ли, не только стимулировать потребителей покупать более экологически чистые машины, но и способствовать тому, чтобы отечественные компании их производили. Вопрос о том, как будет достигнута вторая цель, Беляков явно не прорабатывал. В свою очередь, замглавы Минфина Сергей Шаталов, подписавший отзыв на предложение Минпромторга, считает, что право устанавливать коэффициенты, соответствующие экологическим классам, нужно сохранить за регионами.

А теперь отвлечемся от формулировок чиновников различных ведомств и посмотрим, что же предлагается на самом деле.

Первое: небогатые граждане нашей страны, с грехом пополам накопившие денег на "Жигули" – "классику", сильно подержанную иномарку, а также относительно дешевую машину, собранную в России на иностранных заводах или по иностранной лицензии, автоматически начинают с 1 января следующего года платить повышенный транспортный налог. И платят его вместо пониженного (а то и вовсе отмененного) в связи с введением высоких акцизов на бензин налога. При этом заданный на автофорумах вопрос о том, какие отечественные машины соответствуют стандарту "Евро-4", просто повис в воздухе. Разумеется, дорогие модели собираемых у нас известных зарубежных марок должны этому стандарту соответствовать. Но сколько людей может купить их прямо сейчас?

Говоря честно, чиновники обещавшие отменить транспортный налог в качестве компенсации за рост акцизов на бензин, предлагают вместо этого двойное налогообложение автовладельцев. Между прочим, согласно данным "Автостата", в России лишь 28 % легковых автомобилей находится в эксплуатации меньше пяти лет. При этом разница по регионам просто огромна: на Дальнем Востоке их доля составляет всего 2,6 %, в Сибири – 12,2 %, в остальных регионах страны – 25-35 %.

И вот теперь во имя бездумных предложений бюрократов 97 % автомобилистов Дальнего Востока должны будут заплатить не только взвинченные топливные акцизы, но и двойной транспортный налог.

Второе, что необходимо сказать: разговоры о стимулировании покупки машин "экологического класса" в устах тех самых чиновников, что ратуют за повышение пошлин на ввоз иномарок и стимулирование покупки автовазовской классики, – откровенная ложь. Речь идет лишь об элементарном желании содрать как можно больше денег с не слишком богатых слоев нашего общества.

Абсолютно ясно, что человек, сдающий старую "копейку", чтобы купить новую "семерку", делает это не потому, что является экологическим варваром, а потому, что нет у него денег ни на "БМВ", ни на "Тойоту", ни на "Ниссан". И в самое ближайшее время их не прибавится.

Перейти на стандарт "Евро-4" порой невозможно из-за качества отечественного бензина

А теперь – самое забавное обстоятельство, о котором инициаторы новых поборов предпочитают не вспоминать: перейти на стандарт "Евро-4" порой невозможно из-за качества отечественного бензина. В России около 45 % бензина не соответствует никакому стандарту вообще. Может быть, на московских бензоколонках, особенно возле зданий министерств, вам и нальют бензина, от которого автомобилю стандарта "Евро-4" ничего не будет, но где-нибудь за 100–150 километров от МКАД такую машину заправлять бывает опасно. То, что там льют вам в бак за 20 с лишним рублей за литр под маркой А-95, иногда до боли напоминает родной А-76, на котором в советские времена из экономии старались ездить многие автолюбители. А о способах повышения с помощью присадок октанового числа существует обширная литература.

И вот теперь, поднимая до небес цены на этот сомнительный продукт, не столько НПЗ, сколько местных умельцев, правительственные чиновники предлагают брать еще и двойной налог с тех, у кого не хватает денег купить "на убой" дорогую хорошую машину.

Правда, пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий Песков сразу же пообещал, что при принятии решения будут учитываться состояние российского автопрома и возможный рост налоговой нагрузки на автовладельцев. А представители Минфина после нескольких дней обсуждения заинтересованными автовладельцами попавшего в СМИ проекта заявили, что их ведомство "не поддерживает предложение Минпромторга устанавливать на федеральном уровне ставки транспортного налога в зависимости от возраста и экологического класса автомобиля".

Однако последнее заявление оказалось весьма двусмысленным. Сделавший его начальник отдела имущественных налогов Минфина Алексей Сорокин добавил весьма характерную деталь: поскольку рассматривая этот вопрос надо учитывать и социальный фактор, он должен решаться в регионах. Иными словами, предлагается попросту переложить на последние ответственность за повышение налога.

социальная сфера, налогов, общество, аналитика


Сергей Миронов: финансово-экономический кризис – это, прежде всего, дефицит доверия
Медведев предложил умную политику
Рустам Рахматуллин: исторические памятники Москвы под угрозой



2009-2017. Карта сайта