Политический клуб PolitRoom
   
О клубе
Устав клуба
Структура
Администрация
Доклады
Проекты
Проблематика
Публикации
Море дружбы и раздора

Третий саммит прикаспийских государств (Россия, Азербайджан, Казахстан, Туркменистан и Иран), состоявшийся в Баку 18 ноября, стал очередным этапом в долгой и непростой истории дележа ресурсов Каспийского моря – проблеме возникшей после распада СССР. До 1991 года его юридический статус регулировался договорами 1921 и 1940 годов между Советским Союзом и Ираном. Это были два государства, имевшие выход к его берегам.

После распада СССР на Каспии находилось уже пять государств, и проблема демаркации и использования его ресурсов всплыла вновь. Дело осложняется тем, что это море обладает огромными запасами углеводородного сырья, кроме того, через него проходят важные транспортные пути, как уже существующие (морские), так и потенциальные – трубопроводы по его дну, например, из Туркмении в Азербайджан. Не будем забывать и про биологический ресурс, такой как рыбные богатства, в первую очередь осетровые, дающие уникальную черную икру.

После длительных и сложных переговоров Россия, Азербайджан и Казахстан в общем решили проблему разграничения северной части моря. Наша страна, например, уже приступила к добыче нефти в открытом море – работает платформа на месторождении им. Юрия Корчагина, находящаяся в 180 километрах от Астрахани и 200 километрах от Махачкалы. Однако в целом вопрос об использования каспийской акватории нерешен.

Иран же предлагает разделить Каспий на пять частей – по 20 % каждому прибрежному государству, против чего выступают Азербайджан и Туркмения, поскольку в таком случае они понесут наиболее существенные потери. Есть проблемы в отношениях между Ашхабадом и Баку. Принадлежащий Азербайджану Апшеронский полуостров глубоко вдается в море. Если учитывать его, линия морских границ Азербайджана захватит чуть ли не весь центр Каспийского моря с рядом богатых месторождений.

Президенты пяти стран планируют отказаться от вылова в Каспии осетровых рыб в течении пять лет

Кроме того, до сих пор непонятно, как относиться к Каспийскому морю. Если оно "море", то к нему следует применять Конвенцию ООН по морскому праву. В этом случае вопрос раздела его на территориальные воды и на эксклюзивные экономические зоны должен решаться в соответствии с этим документом. Если Каспий все-таки озеро, тогда, по мнению экспертов, потребуется создавать особый юридический статус данного водоема.

Стоит помнить и о проблеме постройки газопровода по дну Каспийского моря из Туркменистана в Азербайджан. Он является ключевым пунктом проекта "Набукко", поскольку позволяет обойти как Россию, так и Иран. Но по тем же самым соображениям против его прокладки выступает Москва.

Все это влияет на отношения между пятью прикаспийскими государствами. Среди них выделяются две наиболее мощные державы – Россия и Иран. Последний отличается особо непредсказуемой политикой. И программа разработки им ракетно-ядерного оружия, и воинствующий исламизм его лидеров внушают недоверие соседям. Кроме того, не стоит забывать о такой щепетильной проблеме как этническая. Две трети азербайджанцев проживают в Иране. Кроме того, немало туркмен также живет в этой стране. Раньше и Азербайджан, и Туркмения были составными частями СССР и могли не бояться осложнений с Тегераном по данному вопросу, но сегодня они – всего лишь небольшие государства, граничащие с могучим Ираном.

Проблемы Каспия имеют и более широкий аспект – сосредоточенные в нем богатства давно привлекают внимание энергетически зависимых держав, например, США, Китая, Европы. Они также желали бы оказывать влияние на происходящие в регионе процессы, в частности, "защищать" от давления России и Ирана Азербайджан, Туркмению и Казахстан.

Предыдущие встречи такого формата состоялись в 2002 и 2007 гг., соответственно, в Ашхабаде и Тегеране. За восемь лет так и не удалось существенно сблизить позиции сторон. Поэтому на бакинскую встречу возлагались большие надежды.

Ожидания эти оправдались лишь отчасти. Дмитрий Медведев в своем выступлении обозначил повестку дня, как ее видит Россия: "Сегодня "каспийская пятёрка" вплотную подошла к моменту решения основного вопроса – о ширине и о режиме национального морского пояса, это, собственно, главное... Разумеется, переговорный процесс идет не столь быстро, но мы должны сделать все, чтобы его ускорить. С другой стороны, недопустимы односторонние шаги, которые могут разрушить баланс, существующий на море, или же осложнить или сорвать работу над новой конвенцией. Мы люди ответственные и понимаем, что такого сценария мы допустить не можем. Поэтому еще раз хотел бы заверить вас, что Россия будет делать все для достижения окончательной договоренности".

При этом он подчеркнул, почему страны прикаспийского региона должны быстро принимать решения: "Если мы в какой-то момент ослабим взаимодействие, можете не сомневаться, нашими вопросами захотят заниматься другие государства, которые никакого отношения к Каспию не имеют".

Участники саммита договорились в трехмесячный срок согласовать ширину прибрежной зоны

В итоге президенты пяти стран договорились в трехмесячный срок согласовать ширину прибрежной зоны, на которую будет распространяться суверенитет каждого из государств. Исходить при расчете будут из размера в 24–25 миль. Также достигнуто соглашение о том, что в течении трех месяцев будут подготовлены предложения о совместном отказе от вылова в Каспии осетровых рыб сроком на пять лет. Это предложение особенно лоббировал Нурсултан Назарбаев, а Дмитрий Медведев добавил: "Наши обязанности заключаются не только в том, чтобы поделить море, поделить акваторию, морское дно, но и в том, чтобы заботиться о сохранении уникальной экологии, бережно использовать природные ресурсы моря".

Также президент РФ предложил встречаться в таком формате не раз в 3-5 лет, а ежегодно. Уже решено, что следующая встреча пройдет в России. Все пять участников саммита подписали "Соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море", относящееся к вопросам борьбы с такими угрозами как терроризм, сепаратизм, контрабанда, браконьерство, наркоторговля.

Однако, несмотря на оптимистичные заявления, надежды на то, что вскоре все разногласия будут урегулированы, довольно призрачны. Слишком уж велики те опасения, которые существуют подспудно, и о которых не говорилось на встрече во весь голос.

В ходе бакинского саммита Медведев провел ряд двухсторонних встреч, в том числе с президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом. Это была их первая личная беседа после того, как Россия приняла решение не поставлять Ирану противовоздушные комплексы С-300. Тогда Тегеран прореагировал крайне болезненно.

Однако формат встречи в Баку позволял обсудить отношения между Россией и Ираном в неформальной обстановке, без обязывающих заявлений. И тут важнее всего сам факт, что контакты на высшем уровне между Москвой и Тегераном продолжаются.

политика сша, Дмитрий Медведев, Москва, болезни


Госдума приняла поправку к бюджету
Коммунальный экстрим
Голосование по-военному



2009-2017. Карта сайта