Политический клуб PolitRoom
   
О клубе
Устав клуба
Структура
Администрация
Доклады
Проекты
Проблематика
Публикации
Под конечного пользователя

Недавно мэр Москвы Сергей Собянин поручил столичному правительству переработать целевую программу "Электронная Москва" "под конечного пользователя". Москва, входящая в двадцатку крупнейших городов мира, по уровню развития информационных технологий не попадает даже в сотню развитых городов мира, заявил новый градоначальник. Причем, она не является лидером по этому показателю даже среди российских регионов. На городских порталах "человек может лишь получить информацию – дальше интерактивность не продвинулась", – такова оценка Собяниным предыдущих попыток мэрии создать сферу электронных услуг. Между прочим, эти попытки уже обошлись столичному бюджету в 2 миллиарда долларов.

Чего же хочет новый глава столицы от "Электронной Москвы"?

По его мнению, нужно, чтобы граждане могли по Интернету записываться к врачу, в школу и детсад, а бизнесмены – подавать заявки на инвестиционные контракты, получение земли и строительство жилья. Скажем сразу, такие задачи перед программой если и ставились, то лишь на самом первом этапе работы. Напомним, что только при принятии первой программы "Электронная Москва" (она была рассчитана на 2003-2007 годы и предполагала траты на информатизацию города в размере свыше 62 миллиардов рублей) речь шла примерно о тех же целях, которые ставит сегодня новый глава московского правительства. Тогда тоже говорилось об электронном оказании услуг в сфере ЖКХ, экологии, транспорта, соцобеспечения, здравоохранения и образования.

Собянин высказывает претензии не к результату работ, а к итоговой концепции программы

Но затем практически единственным работающим элементом программы стала "Электронная приемная". Вот как объяснялись ее задачи два года назад: "ИС "Электронная приемная" предназначена для упрощения получения гражданами и организациями услуг, оказываемых органами государственной власти в режиме "одного окна"... В настоящее время система позволяет получить в электронном виде некоторые виды документов, консультации специалистов ГУП МосгорБТИ и других организаций, оказывающих услуги через "электронную приемную", узнать местонахождение и график работы служб "одного окна"; ознакомиться с регламентами подготовки документов в режиме "одного окна"; скачать бланки заявлений на подготовку некоторых видов документов".

Именно на этих основаниях была принята программа "Электронная Москва" на 2009-2011 годы с бюджетом 28,8 миллиардов рублей. Как видим, от планов бывшей мэрии образца 2003 года мало что осталось. Более того, из программы были выброшены именно те самые функции, из-за отсутствия которых новый мэр принял решение о ее переработке.

Впрочем, и эта программа прожила не слишком долго: ее финансирование было урезано из-за кризиса. А в августе этого года Юрий Лужков вообще приостановил действие программы, начиная с 1 января 2011 года. Вместо остатков наполеоновских планов был утвержден предельно сокращенный план мероприятий по "Электронной Москве" на 2010 год, основой которого так и осталось описанное нами выше развитие автоматизированной системы оказания услуг населению в режиме "одного окна".

Так что сегодня Собянин высказывает претензии не к результату работ, а к итоговой концепции программы. При этом сегодняшний глава столицы – отнюдь не новичок в деле освоения государственными структурами Интернета – он курировал на федеральном уровне модель проекта "Электронное правительство", аналог которого и планируется внедрить в Москве. Правда, "Электронное правительство" тоже не предлагает целый ряд услуг, которые будут требоваться от "Электронной Москвы", но и задачи у федеральной программы несколько иные.

Что же дает рядовому гражданину федеральная электронная программа?

Вот что говорит заместитель генерального директора ИКЦ "Бизнес-Тезаурус" Виктор Харченко, принимавший участие в разработке "Электронного правительства": "Внедрение информационных технологий для улучшения качества государственных услуг: сокращение временных издержек и стоимости услуг для конкретного заявителя. Человек, живущий в другом регионе, которому необходимо получить некую услугу в Москве, с помощью "Электронного правительства" должен резко сократить свои издержки. Портал госуслуг, запущенный в прошлом году, хотя пока в основном информирует о тех или иных услугах, но уже постепенно начинает их реализовывать. На первом этапе через Итернет можно подать заявление на получение услуги. Второй этап – получение через Интернет и проверка правильности заполнения той или иной формы, которую приходится распечатывать и посылать в соответствующую инстанцию в бумажном виде. Третий этап предусматривает уже подачу этих документов через портал, хотя получить ответ придется все еще в бумажном виде. Четвертый этап – мониторинговые услуги меняют ситуацию для самих органов власти, которые получают возможность передачи друг другу документов в электронном виде. Наконец, пятый этап – вся работа с заявителем осуществляется через Интернет. И на сегодняшний день три – четыре услуги уже доведены до финального пятого вида".

Разумеется, объем, а во многих случаях и характер услуг "Электронной Москвы" будет иным, но общая цель ясна. И требования Собянина приблизить региональную программу к насущным потребностям москвичей понятны. Точно также понятно и стремление мэра выделить список первоочередных услуг, которые необходимо оказывать гражданам и бизнесу в электронном виде, и в течение года скрупулезно, четко их отработать.

Отечественный рынок информационных технологий очень удобен для "нецелевых расходов"

Есть лишь один вопрос, который пока остается в тени. Речь идет о тех средствах, которые уже были выделены на программу и будут выделены в ближайшем будущем. Напомним, что произведенные затраты оцениваются в 2 миллиарда долларов. Будет ли что-то из сделанного на эти деньги использовано в дальнейшем, или же они выброшены на ветер?

Эксперты, знакомые с отечественным рынком информационных технологий, утверждают, что он очень удобен для "нецелевых расходов" и прочих вариантов перекачивания денег из государственного кармана в личные. Информационные технологии развиваются очень быстро, программы также быстро устаревают. То, что не доделано вовремя, можно затем с легким сердцем списать, начиная новую работу.

Надо сказать, что "Электронная Москва" – вещь затратная. Весной этого года, когда в мэрии обсуждалась стратегия развития ОАО "Электронная Москва", речь шла о том, как оно может зарабатывать деньги, чтобы быть менее убыточным. Деньги было предложено заработать за счет обычных граждан, вне зависимости от того, будут ли они пользоваться услугами программы. "Электронной Москве" предлагалось отдать под контроль сети операторов связи (например, телевидение и Интернет), расположенные на крышах жилых домов Москвы. Плата за пользование этой инфраструктурой могла составить в целом по Москве 1 миллиард долларов. Кто в итоге должен был выложить эти деньги, объяснять не приходится.

Пока же основным исполнителем программы (между прочим, эксперты утверждают, что ее разработка была в свое время куда более закрытой, чем разработка федеральной программы "Электронное правительство") является управление информатизации мэрии. И в 2010 году оно, если ничего не случится, освоит 5,7 миллиардов рублей (хотя в мэрии уже дали понять, что траты на программу будут вновь скорректированы). Что же столица получит на выходе? Интернет-портал, реально реализующий государственные услуги, оказывая помощь как гражданам, стремящимся их получить, так и чиновникам, их оказывающим? Или очередную сетевую доску объявлений? Уже скоро мы узнаем ответ на этот вопрос.

стратегия развития, собянин, Москвы, итог


Вице-спикер СФ: не следует навязывать России свою точку зрения
Германия поддерживает процесс модернизации России
Необходимость в законе



2009-2017. Карта сайта