Политический клуб PolitRoom
   
О клубе
Устав клуба
Структура
Администрация
Доклады
Проекты
Проблематика
Публикации
Страхование ушло в кулуары

В июле этого года новый закон об обязательном медицинском страховании был принят Госдумой в первом чтении. Однако у людей, знающих работу отечественного здравоохранения изнутри, он вызвал множество опасений.

Достаточно вспомнить, сколько копий было сломано при обсуждении той части закона, где говорится о начале перехода на одноканальное финансирование. Ведь для этого предлагается сразу же включить в ОМС те виды медпомощи, которые никогда в него не входили: родовспоможение, скорую и психиатрическую помощь, лечение инфекционных заболеваний, высокотехнологичную медпомощь. То есть те виды помощи, которые финансируются отдельно, в том числе из местных бюджетов. Независимые эксперты прямо заявляли: если включить их в ОМС, то у местных властей появится естественное желание сэкономить, снизив финансирование. При этом предсказать, каковы будут потери, нанесенные системе здравоохранения такой экономией, очень сложно. Они могут даже превысить тот объем средств, который власти надеются получить за счет изменения размеров страхового тарифа в фонды ОМС.

Вопросы сыпались на головы разработчиков закона, как из рога изобилия, ответов по существу было немного. Один из наиболее авторитетных медиков страны, руководитель Всероссийской врачебной палаты Леонид Рошаль заявлял, что сейчас только 30 % населения довольны здравоохранением. Он предполагает, что после принятия новых документов "здравоохранение станет еще более дорогим для народа".

Сопредседатель всероссийского Союза общественных объединений пациентов Александр Саверский сказал, что законопроект декларативен, и в нынешнем виде только ухудшит доступность медпомощи для россиян: "Единый механизм финансирования и госполитики в нынешнем тексте не просматривается, хотя он и декларируется".

Можно приводить и дальше отрицательные отзывы на проект, но это занятие бессмысленное: Госдума, подавляющее большинство в которой составляют депутаты от партии "Единая Россия", законопроект в первом чтении приняла.

Страховщики ОМС не имеют единой лицензии на операции по всей стране

И вот в начале октября, комментируя подготовку законопроекта ко второму чтению, глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова заявила, что возглавляемое ею ведомство в октябре намерено подготовить нормативные акты, четко определяющие, какая медицинская помощь в России будет бесплатной. "Сейчас в законе (об ОМС), который будет подготавливаться ко второму чтению, и еще в одном законе об основах законодательства в сфере здравоохранения, который в ближайшее время планируется рассмотреть на заседании правительства, после обсуждения с экспертным сообществом, будут определены виды бесплатной медпомощи и вообще, что есть такое "бесплатная медицинская помощь", – цитирует министра РИА "Новости".

"Мы предполагаем в октябре, исходя из тех поправок, которые подготовлены ко второму чтению закона об ОМС, подготовить подзаконные акты, постановления правительства, приказы министерства и федерального фонда ОМС, которые бы четко отвечали на этот вопрос. Мы постараемся четко сформулировать, что то, что предоставляется населению в рамках программ ОМС – бесплатно, и если со стороны кого-либо возникает посягательство взять за эту помощь деньги, то за это наступает соответствующая ответственность", – продолжила свою мысль глава Минздравсоцразвития.

Получается как-то странно: сначала в ОМС включили всю медицинскую помощь вообще, а когда эта концепция прошла первое чтение в Думе, речь заходит о том, что надо еще определить понятие бесплатной медицинской помощи. Если вдуматься в туманные высказывания Голиковой, то получается, что все страховые деньги министерство заберет себе, а потом объявит, что часть медицинских услуг становится платной. Но ведь деньги – это взносы предприятий, учреждений и фирм, которые решено (по ходатайству того же Минздрава) увеличить. И все предпринимательские союзы, от РСПП до ОПОРы, не раз и не два заявляли, что увеличение страховых взносов может разорить российский малый бизнес. А теперь выясняется, что взносы обязательного медицинского страхования увеличат, а количество бесплатных медицинских услуг может сократиться?

В конце сентября совещание по законопроекту "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" провел премьер-министр Владимир Путин. Премьер достаточно четко высказал свое мнение о законе: "Нужно выстроить всю систему таким образом, чтобы главным в ней было здоровье конкретного человека, а не корпоративные интересы бизнеса, государственных органов либо медицинских учреждений".

По мнению Путина, теперь задача Минздрава, Минфина, других причастных к реформе ведомств – оперативно подготовить все необходимые поправки в законопроект, чтобы до конца года парламент мог принять его окончательно. Перед теми, кто должен этим заниматься, премьер поставил три конкретные задачи. В законе должно быть, во-первых, "максимально чёткое и понятное для граждан описание их прав и возможностей в системе обязательного медицинского страхования". Во-вторых, "рациональное использование средств ОМС, минимизация управленческих и других непроизводственных издержек". По мнению премьера, необходимо также создать "сбалансированную систему стимулов и санкций, с тем, чтобы все участники системы были заинтересованы в оказании гражданам качественной и своевременной медицинской помощи". И, в-третьих, в ходе модернизации ОМС следует "сохранить лучшие традиции отечественной медицины и прежде всего – её нацеленность на профилактику заболеваний".

Увы, судя по прозвучавшему две недели спустя заявлению Голиковой, которое мы уже цитировали, чиновников от здравоохранения волнуют какие-то другие вещи.

А независимые эксперты вновь бьют тревогу: уже прошли совещания у министра финансов Алексея Кудрина, у первого вице-премьера Игоря Шувалова, наконец, вопросы ОМС обсуждались на заседании у Путина. Поправки должны быть подготовлены, но приведенное выше заявление премьера свидетельствует о том, что это не так. Эксперты уверяют: накануне завершения подготовки поправок к законопроекту об ОМС никто толком не понимает, до чего, собственно, договорились люди, принимавшие участие в этом процессе.

Как отразятся новые права пациентов на теневом рынке доплат за услуги врачей?

Простой и шокирующий пример. При продвижении законопроекта в первом чтении всем нам обещали главное достижение нового закона: сам пациент сможет решать, в какую поликлинику ему пойти и в какую больницу направить вызванную им машину скорой помощи. Будущий полис ОМС якобы полностью устранит границы между российскими регионами и будет действовать в любой точке страны. И вдруг оказалось, что страховщики ОМС не имеют единой лицензии на операции по всей стране. Они "приписаны" к определенной территории. И никакого единого полиса в этой ситуации быть не может.

Более того, один из участников совещаний по ОМС пояснил агентству "Интерфакс-АФИ", что в итоге "договорились о том, что абсурда не будет. Первичную помощь будут обеспечивать участковые врачи по месту жительства пациентов. Если она окажется недостаточной и пациент не будет доволен обслуживанием, он может обращаться за помощью к своему страховщику ОМС, выдавшему полис, а также в местное отделение Минздрава РФ или в местное подразделение Федерального фонда ОМС".

Реализация прав пациента, согласно документу, может быть ограничена таким фактором, как загруженность лечебного учреждения и конкретного специалиста. Причем, кто и как эту загруженность определяет и проверяет – не уточняется. "В варианте законопроекта, с которым нам удалось ознакомиться на первом этапе, вообще не существовало главы о защите прав застрахованных по ОМС, о контроле за соблюдением их прав", – уверяет глава страховой компании "МАКС" Надежда Мартьянова.

А есть еще и вопрос об оказании медицинской помощи гражданам, платящим добровольную медицинскую страховку (ДМС). Ведь это – чистые деньги, и лечебным учреждениям такие пациенты выгоднее. Не окажется ли так, задаются вопросом некоторые эксперты, что загруженность поликлиник и специалистов пациентами с ДМС станет причиной отказа в услугах пациентам с ОМС? И еще один малоприятный вопрос: как отразятся новые права пациентов на теневом рынке доплат за услуги врачей, работающих в бюджетной сфере? Увы, эти вопросы остаются без ответа.

К первому чтению закон об ОМС готовился кулуарно, о чем говорилось уже не раз. Ко второму чтению его широкое обсуждение тоже не состоялось. Закон, касающийся большинства из нас, чиновники готовят за закрытыми дверями.

Единая Россия, законопроект, Кудрин


Александр Агеев: эффективная дискуссия невозможна, когда затыкают рот
ПАСЕ занялась Украиной и цыганами
Медведев обозначил направления модернизации ОПК



2009-2017. Карта сайта