Политический клуб PolitRoom
   
О клубе
Устав клуба
Структура
Администрация
Доклады
Проекты
Проблематика
Публикации
Удар по тарифам

Чем ближе к зиме, тем энергичнее государство проводит политику регулирования в жилищно-коммунальной сфере. Очередным шагом в этом направлении стало обнародование перечня поручений президента, составленного по итогам недавнего заседания Совета по развитию местного самоуправления, которое было посвящено коммунальной реформе в стране. Основная их идея такова: государство почти полностью берет сферу ЖКХ под свой контроль, но вместе с этим уже в будущем году потребует отчет не только с местных чиновников, но и с обычных потребителей, не говоря уже об управляющих компаниях и монополистах.

С января 2010 года действия руководства страны в коммунальной сфере приобрели определенную последовательность, чего нельзя было сказать о прошлых годах. Поводом для этого, безусловно, стало недовольство населения безудержным ростом тарифов. Из-за явной некомпетентности местного самоуправления в вопросах регулирования тарифов на ЖКХ государство лишило местных чиновников полномочий связанных с ценообразованием. Еще одним шагом стало жесткое регулирование тарифов и установка так называемых потолков цен. Теперь тарифы на электрическую и тепловую энергию для населения ежегодно будут подниматься максимум на 10 % и на 14 % соответственно. Показателен и еще один "сигнал" обществу – продление по просьбе регионов работы Фонда содействия реформированию ЖКХ. Это означает, по сути, продолжение дотирования регионов центром.

С 2008 года рост тарифов в целом по стране существенно опережает уровень инфляции

Но вернемся к поручениям Дмитрия Медведева, которые является своеобразным заключительным аккордом предпринятых в этом году усилий. Так, президент потребовал от правительства до апреля следующего года определить нормативы благоустройства придомовых территорий и муниципальных образований. Кроме этого, необходимо будет разделить полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере благоустройства. К весне должны быть четко установлены права и обязанности собственников жилья.

Показательно, что правительству вменено в обязанность расширить перечень составов административных правонарушений в сфере благоустройства. А эффективность работы муниципалитетов станет главным критерием оценки их деятельности. Новые правила ждут и управляющие компании, которые станут работать в более жестких и прозрачных условиях.

Особняком стоит поручение президента "Газпрому" уравнять до марта 2011 года цены на газ, реализуемый товариществам собственников жилья, жилищным и жилищно-строительным кооперативам.

Все эти усилия руководства страны можно только приветствовать. Ведь многие из них, по сути, эффективно дополняют Жилищный кодекс. Вместе с этим, они свидетельствуют о неспособности российского рынка коммунальных услуг жить, простите за тавтологию, по рыночным принципам. Увы, но российские реалии таковы, что борьба со злоупотреблениями и перекосами на рынке ЖКХ зачастую оборачивается дополнительными государственными ассигнованиями.

Разом покончить с проблемами мешают застарелые "болезни" коммунального хозяйства: износ сетей и фондов, низкая платежеспособность и правовая культура россиян. Ситуацию усугубляет неистребимая коррупция в сфере ЖКХ. Неудивительно, что регионы неоднозначно восприняли ограничительные меры правительства. Их прогнозы по тарифам были намного оптимистичнее предложенных в итоге правительством.

Впрочем, немало вопросов вызывает анализ тарифных планов в регионах, уже утвержденных в сентябре постановлением правительства N 768 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2011-2013 гг.". Возникает ощущение, что некоторые субъекты как будто живут в другом государстве – так велика разница в ценах. Например, в следующем году предел стоимости квартплаты за 1 кв. метр жилья в Дальневосточном федеральном округе составит 396,3 руб. В то же время в Московской области он не превысит 111,7 руб.

При этом совершенно непонятен характер ценообразования в макроэкономическом масштабе. Чаще всего нам говорят о двух факторах. Первый вытекает из рыночного характера реформы ЖКХ – стремление сделать коммунальные услуги самоокупаемыми. А второй – инфляция. Однако анализ показывает, что за последние пять лет цены на ЖКХ опережали не только инфляцию, но и реальные доходы населения. Обратимся к данным фонда Индустрии управления активами фондов и РЭК Москвы. Согласно им, цены на отопление за последние девять лет выросли в среднем в семь раз или на 600 %; на горячее водоснабжение – в девять раз или на 800 %; на газ и электроэнергию – в пять раз или на 400 %. При этом инфляция за истекший период увеличилась примерно на 115 %.

С 2008 года рост тарифов в целом по стране существенно опережает уровень инфляции. В то же время правительство традиционно "привязывало" данные показатели друг к другу. Поэтому статистика, вместе с последними решениями об установке потолка цен на ЖКХ, вызывает обеспокоенность. Если министр финансов Алексей Кудрин предполагает удерживать в будущем инфляцию на уровне 5 %, то не возникает ли необходимость пересмотреть предельные планки роста тарифов в сторону их уменьшения?

Увы, беспрецедентные меры правительства не дали ответа на главный вопрос: как будут лататься дыры в ЖКХ? Впрочем, он давно решается самотеком: неплатежи населения перекладываются на добросовестных граждан, а проблемы сферы наспех закрываются новыми дотациями. Если добавить к этому дефицитность многих региональных бюджетов, то становится ясно – ситуация в сфере вряд ли сильно изменится.

В крупных городах собираемость платежей за услуги ЖКХ упала на 5-10% по сравнению с минувшим годом

Если даже в ближайшие годы государство продолжит регулировать тарифы, это отнюдь не приведет к потере энергетиками рычагов влияния на ситуацию. Ведь первый и главный из них заключается в сохранении исключительного положения корпораций вместе с возможностью формировать цены на рынке услуг. Да и практика показывает, что на фоне ужесточения тарифной политики, монополисты довольно легко получают дешевые кредиты из казны. Похоже, что не сильно пострадают от последних инициатив правительства и так называемые управляющие компании, занимающиеся обслуживанием сферы ЖКХ. И хотя их деятельность вызывает немало нареканий, потребитель зачастую лишен выбора – на рынке услуг работают те же самые ЖСК и ДЕЗы, только сменившие вывески.

Кроме того, россиянам хорошо известно, что представляют собой так называемые "ненормируемые сервисные услуги": оплачиваемая охрана, содержание входных дверей и домофонов, озеленение придомовых территорий и многое другое. Они остаются вне государственного контроля.

Статистические данные свидетельствуют о том, что в крупных городах собираемость платежей за услуги ЖКХ упала примерно на 5-10 % по сравнению с минувшим годом, а в беднейших районах страны и вовсе составила 60 %. При этом наше многострадальное население остается главным плательщиком за услуги ЖКХ. Кстати, квартплата, благодаря упомянутому постановлению правительства N 768, в следующем году возрастет в ряде случаев в три раза. Так что вводимые государством ограничения на тарифы вряд ли увеличат толщину кошельков наших соотечественников.

Очевидно, что установленная планка тарифов также слишком велика для реального сектора экономики, который и определяет развитие страны. Даже небольшой рост тарифов увеличивает время выхода российских предприятий из кризиса. Ведь, по некоторым данным, падение промышленного производства в стране составило 16 %.

На этом фоне в СМИ просачиваются факты, говорящие о неподготовленности страны к зиме. В ряде регионов и городов властная вертикаль демонстрирует не только экономическую близорукость, но и управленческую неэффективность. Государство предпринимает меры по наказанию "нерадивых" чиновников, отвлекая внимание населения от реальных проблем. Однако впереди суровая и долгая зима, которая не намерена ждать результатов последних коммунальных инициатив руководства страны.

Кудрин, президент, выборы, реформы


Мэром Москвы станет Сергей Собянин
Медведев обозначил направления модернизации ОПК
Срок следствия по обвинению Михаила Плетнева истекает сегодня



2009-2017. Карта сайта