Политический клуб PolitRoom
   
О клубе
Устав клуба
Структура
Администрация
Доклады
Проекты
Проблематика
Публикации
Единые правила для Европы

Тема энергетического сотрудничества стала одной из центральных в ходе визита Владимира Путина в Германию 25-26 ноября. Визиту предшествовала статья российского премьера в газете Süddeutsche Zeitung под названием "Россия и Европа: от осмысления уроков кризиса – к новой повестке партнерства", в которой он предупредил, что принятие "третьего энергопакета" ЕС может привести к дефициту энергоресурсов и росту цен на энергоносители в Европе.

"При всех благих намерениях, он порождает серьезные риски в энергетическом хозяйстве Европы, подрывает желание инвесторов вкладывать средства в новые проекты, в результате – через несколько лет вместо конкурентного рынка мы можем получить обветшавшую инфраструктуру, дефицит энергоресурсов, а значит – и высокие цены для европейских потребителей", – написал Путин, указав, что России и Европейскому союзу "надо научиться не на словах, а на деле учитывать стратегические интересы друг друга, чего не скажешь о логике "третьего энергопакета".

"Непродуманная либерализация финансовых рынков – во многом спровоцировала финансовый кризис. Не хотелось бы, чтобы провалы регулирования в газовой отрасли также привели к новому кризису – на этот раз – энергетическому", – отметил премьер-министр РФ. Данная статья задала тон всему визиту и получила продолжение на конференции, организованной 26 ноября Süddeutsche Zeitung.

Россию пытаются лишить доли в трубопроводах, которые в последние годы она активно покупала

Россия далеко не в первый раз обращает внимание европейских коллег на противоречивость положений "третьего энергопакета". В частности, это было подчеркнуто в ходе переговоров между Россией и Польшей об увеличении экспорта российского газа. Евросоюз настаивал на том, чтобы оператором польского участка газопровода "Ямал-Европа" выступила третья сторона. Согласно положению "третьего энергопакета" ЕС, газопроводы и другие магистрали по транспортировке энергии и энергоресурсов должны управляться компаниями, независимыми от производителей энергии или энергоресурсов, что, в свою очередь, должно гарантировать свободный доступ к магистрали всех действующих на рынке производителей энергии или энергоресурсов.

Выступая в Берлине, Путин обратил внимание бизнесменов и политиков на то, что механическое применение "третьего энергопакета" в целом ставит под серьезное сомнение планы по модернизации трубопроводной системы Европы. Российский премьер напомнил собравшимся, что в настоящее время Россия и Германия занимаются реализацией проекта "Северный поток", в который идут огромные инвестиции со стороны российских и немецких компаний. "Естественно, инвесторы рассчитывали, что получат приоритетное право использования этой инфраструктуры. Это их газ, их инвестиции в трубу", – сказал Путин, подчеркнув, что согласно положениям "третьего энергопакета" инвесторы не смогут полноценно и полноправно пользоваться инфраструктурой, создаваемой на их средства. "Компании вложили сотни миллионов долларов в этот проект, а теперь задним числом принимается этот пакет, и им отказывают в использовании собственного имущества", – сказал Путин.

Российский премьер обратил внимание на еще один пример неоднозначности "третьего энергопакета", отметив, что Россию пытаются лишить доли в трубопроводах, которые в последние годы она активно покупала. В частности, это касается Литвы. "Это что за разбой?", – задал риторический вопрос Путин.

Путин предложил создать энергокомплекс, который позволил бы сторонам провести обмен активами

Несмотря на то, что "третий энергопакет" вступит в силу только в марте 2012 года, уже сегодня он может серьезно осложнить взаимодействие России и Европейского союза в сфере энергетики и стать препятствием на пути реализации новых крупных энергетических проектов, в частности, Южного и Северного потоков. Этого можно будет избежать только при условии, что Россия и Евросоюз выработают общие правила игры в энергетическом секторе. Договоренности между Москвой и Варшавой об увеличении поставок газа и переходе польского участка трубопровода "Ямал-Европа" под контроль польской компании "Газ-Систем" является положительным примером того, как могут быть урегулированы подобные спорные вопросы. Однако это, скорее, исключение из правил. Не стоит ожидать, что в дальнейшем споры относительно того, кто будет управлять тем или иным газопроводом и отдельно взятыми его участками, будет разрешаться столь же легко. Необходимы новые механизмы и договоренности. В случае с Польшей Россия пошла на определенные уступки Варшаве, получив взамен выгодный контракт на поставки газа.

В этой связи призыв Путина создать единый энергокомплекс в Европе, который он озвучил на страницах Süddeutsche Zeitung, выглядит весьма своевременным. Путин предложил создать энергокомплекс, который позволил бы сторонам не только торговать энергоресурсами, но и провести обмен активами, совместно работать на всех этапах технологической цепочки – от разведки и добычи энергоресурсов до их поставки конечному потребителю. Однако, судя по всему, Евросоюз пока не готов к такому развитию событий.

стратегических, путин, опера





2009-2017. Карта сайта