Политический клуб PolitRoom
   
О клубе
Устав клуба
Структура
Администрация
Доклады
Проекты
Проблематика
Публикации
Феномен Обамы дал сбой

Рейтинг популярности Барака Обамы медленно, но неуклонно идет вниз. Данные социологической службы Gallup свидетельствуют о том, что совокупная поддержка президента со стороны американцев упала до 52 %. Число же тех, кто его политику не одобряет, достигло 41 %. Напомним, что начинал Обама с рекордного 68-процентного одобрения (и 12-процентного неодобрения).

Задним умом можно, конечно, сказать, что этого и следовало ожидать. Америка не та страна, где репутации кумиров, особенно в политике, держатся долго. Тем более, когда они основаны на ожидании немедленного чуда.

Впрочем, с Обамой все сложнее. Его феномен имеет две основные составляющие. Первая, это надежда на то, что он разрешит текущие проблемы, связанные с глобальным экономическим кризисом и войной в Ираке, говоря шире – с падением авторитета Америки в мире. Вторая составляющая основана на том, что к Обаме относятся не как к обычному политику, а как к харизматическому герою, олицетворяющему собой некий прорыв, как к культовой фигуре, которая важна не какими-то ею сделанными делами, а самим фактом своего появления. То, что Обама стал первым черным президентом, автоматически придает ему популярность и иммунитет от критики.

К Обаме относятся не как к обычному политику, а как к харизматическому герою, олицетворяющему собой некий прорыв

В истории Америки было несколько президентов, чей рейтинг слабо зависел от ситуации в экономике и политике. Самый яркий пример – Франклин Рузвельт. Ему были не страшны ни СМИ, ни оппозиция. Его рейтинг основывался на более важных вещах, нежели сиюминутная конъюнктура. Он олицетворял в глазах целого поколения надежду на новую прогрессивную политику. Для людей того времени важнее были его слова, а не дела. Как показывают современные исследования, экономический кризис не закончился с его избранием президентом, а тянулся по сути до начала Второй мировой войны. Но избирателям это было не важно. Принципиальным было то, что Рузвельт смело нарушил многие прежние табу – на вмешательство государство в экономику, в первую очередь.

Другим примером сохранения устойчивого рейтинга на протяжении всего президентства был правый политик Рональд Рейган, получивший даже прозвище "тефлонового президента" – к нему как к тефлоновой сковороде не приставала никакая критика.

У Обамы есть все шансы повторить достижения Рузвельта и Рейгана, поэтому нынешние колебания президентского рейтинга не должны нас автоматически настраивать на то, что процесс его снижения – начало конца. Должно пройти не меньше 1,5-2 лет с момента инаугурации, чтобы делать подобные долгосрочные прогнозы.

Однако, в любом случае, Обама столкнулся с вызовами, и от того, как он их решит, зависит многое. Во-первых, это реформа здравоохранения. С обещанием провести ее он шел на выборы, и теперь обязан довести дело до конца. Американский политик, в отличие от российского, не может позволить себе после избрания отказаться от своих обещаний.

Главный смысл реформы заключается в том, чтобы охватить медицинским страхованием все население  США. На сегодняшний день примерно 46 млн. американцев не имеют медстраховок. Предполагается, что за них будет доплачивать государство – все граждане будут иметь базовый страховой план, а неимущим предоставят частичные правительственные гранты. Также и работодатели должны предоставлять медицинскую страховку своим работникам. А страховые компании не будут иметь права отказываться предоставлять страховку тем, у кого есть серьезное заболевание. Стоимость реформы составляет 900 миллиардов долларов. Ее концепция вызвала бурные споры в обществе и стала первым тестом для Обамы не только на популярность, но и на умение разрешать внутриполитические конфликты. Реформой недовольны многие. Страховые компании опасаются появления конкурента в лице государства, что приведет к их разорению или снижению доходов, а медицинское страхование – важнейший бизнес в Америке. Работающие американцы не желают платить за неработающих. Пенсионеры опасаются ухудшения обслуживания. Экономисты указывают на риск увеличения бюджетного дефицита. Многие просто не хотят введения элементов социализма в Америке, считая государственное страхование именно таковым.

Реформой здравоохранения, которую проталкивает Обама, недовольны многие

Республиканцы возглавили движение против реформы, и впервые смогли вывести на улицы под лозунгами против Обамы сотни тысяч людей. Апофеозом стало проведение 12 сентября перед зданиями Белого дома и Капитолия в Вашингтоне массового митинга под названием "Марш на Вашингтон". Его участники подвергли резкой критике реформу здравоохранения.

Обаме пришлось изрядно попотеть, проталкивая свою реформу, выступая в самых разных аудиториях с разъяснениями по этому поводу. Кульминацией стала его речь в Конгрессе. Ее даже прервал криком "Это ложь!" республиканец Джо Уилсон, когда Обама заявил, что нелегалы не будут получать медицинские услуги. Аналитики полагают, что речь о реформе здравоохранения стала для американцев едва ли не самым значимым выступлением Обамы за последний год. При этом президент добавил, сразу расставив все точки над i: "Я не первый президент, бравшийся за это дело. Но я намерен стать последним". Предстоящее голосование покажет – смог ли Обама убедить законодательную власть. Пока же даже в рядах Демократической партии появились недовольные намечаемой реформой.

Другим вызовом для Обамы, но уже во внешней политике, стал Афганистан. Опрос, проведенный по заказу газеты The Washington Post, показал, что только четверть респондентов поддерживает отправку дополнительных войск в эту страну. 42 % считают, что американские войска выигрывают войну в Афганистане, а 36 % – что проигрывают. 24 % считают, что контингент американских войск в Афганистане нужно увеличить, а 45 % – уменьшить. Таким образом, если Обама удовлетворит просьбу генерала Стэнли Кристола об отправке дополнительных воинских формирований в Афганистан, он утратит поддержку большинства своих избирателей. Напомним, что новый президент именно Афганистан сделал краеугольным камнем своей внешней политики, сместив на него акцент с Ирака. Он попал в ситуацию, когда не может бросить Афганистан и призывает вкладывать все силы в победу над талибами, при том, что общественное мнение все более отворачивается от войны. Этим он напоминает президента Линдона Джонсона, который был очень популярен благодаря своим социальным реформам, но все потерял, призывая усилить военное давление на Вьетнам.

Третьей важной задачей Обамы стала его политика по реформированию финансовых рынков. 14 сентября он выступил с программной речью в Нью-Йорке, приуроченной к годовщине начала финансового кризиса. Президент сказал: "Мы никогда не вернемся к беспечности и вседозволенности, из-за которых возник нынешний кризис. Слишком многие руководствовались одним лишь стремлением к быстрой наживе и получению огромных бонусов. Деловые круги с Уолл-стрит не могут снова начать рисковать, не думая о последствиях, и ждать, что в следующий раз американские налогоплательщики снова спасут положение. Вот почему нам нужны четкие правила, которые позволят избегать системных рисков, с которыми нам пришлось столкнуться".

Многие иностранные лидеры считают склонность Обамы к компромиссам признаком слабости

Он также добавил: "Я не буду удовлетворен ситуацией, когда сохраняется безработица и ослаблена наша финансовая система. Но мы можем быть уверены, что бури последних лет начинают ослабевать". Президент отверг возможность национализации банков. По его словам, банки уже вернули налогоплательщикам 70 миллиардов долларов, выкупив пакеты акций, которые были переданы государству в обмен на помощь.

Между тем, его политику вливания денежных средств многие экономисты и бизнесмены подвергают резкой критике. Они полагают, что накачка экономики ничем не подкрепленными финансами угрожает наращиванием и без того уже колоссального бюджетного дефицита, и приведет к срыву в неконтролируемую инфляцию.

Помимо этих трех вопросов у администрации Обамы есть немало других острых проблем: судьба Гуантанамо и его узников, ядерная программа Ирана, мирный процесс на Ближнем Востоке, Северная Корея, "перезагрузка" отношений с Россией. Каждая из них по отдельности не является настолько критической, чтобы Обама споткнулся на ней при переизбрании, но в совокупности они могут стать взрывоопасной массой. До сих пор сила президента основывалась на его способности убеждать соотечественников. Но уже понятно, что всех иностранных лидеров ему убедить не удастся. Многие из них вообще считают его склонность искать компромисс признаком слабости. И, если ряд проблем еще можно отложить "на завтра", то такие, как ядерная программа Ирана, отлагательства не терпят.

ирак, США, сохранение





2009-2017. Карта сайта