Идея создания настоящей татарской чайханы пришла в 2015 году и зафиксировалась после поездки в Индию. Будущему собственнику заведения Айрату Баширову оказалась интересна национальная тема. С идеей оформления халяль-ресторана нового формата он обратился к дизайнеру Искандеру Богданову. В данной статье именно он проводит исторический экскурс в средневековую Казань и посвящает читателей Firstkey в секреты создания нового типа городского заведения.

 

Восточные тонкости перевода

Чайхана (от персидского چایخانه‎ — чай и ханэ — «Чайный дом, чайная») – это любимое место времяпровождения мусульман, некий аналог кафе или ресторана и самое посещаемое место после мечети. В исламе запрещено употребление спиртных напитков и очень развита культура потребления чая. В прошлом во всех восточных городах чайхана располагалась рядом с караван-сараем и представляла собой полноценные подобия современных гостиниц, с предоставлением дополнительных услуг — питания и чаепития. Здесь местные жители встречались с путешественниками, купцами и учёными и от них узнавали свежие новости о жизни в других странах. Здесь же составлялись бумаги, заключались торговые сделки.

Условно существуют два типа чайханы – кавказская – это заведение, где подается только чай, и среднеазиатская – где подаются и чай, и еда. Татарская чайхана тяготеет к средне-азиатскому типу. «Чайхана Мархаба», пожалуй, единственный реализованный проект в Казани, приближенный к классическому варианту татарской городской чайной.

Внешне мы пытались воссоздать романтический образ заведения золотоордынского периода. «Чайхана Мархаба» находится в центре старой Казани. Место было выбрано исторически значимое – бывшая Ногайская дорога (теперь это улица Баумана). Во времена Казанского ханства недалеко находилась международная средневековая ярмарка Ташаяк. Сюда приезжали купцы из России, Европы, Кавказа, Средней Азии и Китая. Торговали пушниной, кожей, тканями, ювелирными изделиями и пр. Здесь же находились караван-сараи, бани, чайханы.

Идея с названием ресторана появилась не сразу. «Мархаба» в переводе с арабского «добро пожаловать». Халяль-ресторан предполагает полное отсутствие алкоголя и свинины в меню. Уникальность «Чайханы Мархаба» в том, что здесь при наступлении времени намаза можно помолиться в специально отведённом месте. Заведение нацелено на чистоту и вкусную кухню.

Артефакты сохраненные и утерянные

Казань насчитывает 1005 лет – это столица некогда огромного и мощного государства. Но типичные для восточных городов атрибуты дошли до современников в малом количестве. Вместе с тем артефакты татарской культуры мы можем наблюдать в Булгарах, Касимове (некогда столице Касимовского Ханства), во всех крупных городах Поволжья и Урала, от Нижнего Новгорода до Астрахани, Уфы, Оренбурга и даже в Москве.

В Средние века основными строительными материалами были дерево, кирпич, камень. В наших климатических и исторических условиях эти материалы показали свою недолговечность.

А после разлива Волги и строительства Куйбышевского водохранилища в 1956 году многие из татарских городов вообще ушли под воду. Такие города, как Сарай, Укек, часть Казани, Ага Базар в Булгаре  – крупнейшие урбанистические центры Золотой Орды – находятся под водой.

Восстанавливая облик древней татарской архитектуры, приходится обращаться к аналогам в Крыму, Средней Азии и Кавказе.

 

Казанский Кирман (Кремль) был трехъярусным и располагался далеко вниз, до нынешнего ГУМа. Если вы поднимитесь к КФУ по улице Университетская и увидите кладку из красного кирпича, знайте: это часть бывшего кремлевского вала. А кажущиеся такими органичными городские холмы, начинающиеся над клубом «Арена», на самом деле граница золотоордынской Казани.

 

Прыжок во времени

Татарская история хорошо изучена, но сохранившихся памятников ничтожно мало. Работая над проектом, приходилось консультироваться с историками архитектуры и искусства, ныне покойным,  Ниязом Халитом, Наилей Кумысниковой. Воссоздавая художественные и декоративные элементы средневековой Казани, необходимо разбираться в истории, архитектуре, этнографии и многих других областях. Например, образцов татарской резьбы по камню почти не осталось, она сохранилась в основном на надгробных камнях. В «Чайхане Мархаба» вы найдете образцы татарской резьбы XV века, которая воссоздана в гипсе. А в холле можно увидеть аутентичные булгарские карнизы – они отрисованы и отлиты в гипсе.

Рисунки на стенах чайханы воспроизводил прекрасный художник-реконструктор Равиль Загидуллин, который воссоздает интерьеры и экстерьеры времен Казанского ханства. С его помощью можно представить, как могли выглядеть татарские дома того периода. 12-13 шамаилей для «Чайханы Мархаба» сделал именно он. Шамаиль – это живописно-графическое произведение, связанное с духовной культурой, в котором обычно дается изречение или сура из Корана.

Также внутри ресторана можно увидеть копию портала малого минарета в Булгаре XIII-XIV веков. Мозаичные панно на стенах выполнены художником Фаридом Валиуллиным по аналогичным образцам XVI века. Формы внутренних арок внутри заведения также имеют большое значение – это булгарские арки, а само здание облицовано камнем – песчаником, привезенным из Дагестана.

Отдельное спасибо за работу над проектом Ольге Колебановой и Ольге Тарасовой из AD Studio.

 

Феномен татарского искусства заключается в том, что его можно рассмотреть даже на русских иконах. Например, мы можем представить исторический облик города, посмотрев на икону «Церковь Воинствующая», написанную в 1550-х годах по заказу Ивана Грозного в память о его Казанском походе 1552 года. Город в огне в верхнем правом углу – это Казань, а на переднем плане иконы – ворота Нур-Гали (Тайницкие).

 

Татарское искусство представляет собой яркую и многоцветную палитру, истоки которой уходят своими корнями в далекое Булгарское прошлое, период Золотой Орды и эпоху Казанского ханства. Осознавая разрозненность татарского искусства, хотелось создать заведение, где в одном месте были бы собраны подлинные артефакты, а художественные детали рождали в памяти образы, знакомые многим горожанам с детства.