На протяжении 150 лет, начиная с ХIХ века, стиль ампир трижды громко заявлял о себе в Европе. Чем вызвана устойчивость этого стиля?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо обратиться к истории – рассмотреть проявления ампира на разных исторических этапах, определить его характерные черты и обратить внимание на отличия проявления имперского стиля в разных исторических обстоятельствах.

Общеизвестно, что ампир зародился во Франции на рубеже ХVIII-ХIХ вв. Специалисты считают несомненным фактом то, что источниками вдохновения архитекторов и художников, создававших ампир, были искусство древней Греции периода архаики, искусство древнего Рима периода империи, культура древнего Египта и Этрурии. Большое влияние на культуру этого времени оказали результаты начавшихся раскопок Помпей и Геркуланума, позволивших впервые непосредственно познакомиться с бытом древнего мира. При этом развивался стиль под влиянием вкусов, идеологического заказа и эстетических предпочтений одного человека – Наполеона Бонапарта. Пришедший к власти на волне тремидорианского контрреволюционного переворота, он нуждался в искусстве, прославлявшем его военные и политические победы, величие Франции как империи. Это заложило основы пышности, репрезентабельности стиля.

Ампир был призван стать общеевропейским космополитическим стилем, способствовать единению жителей, формированию единой социо-культурной общности. Это было связано со стремлением Наполеона распространить свое влияние на всю Европу, создать некую общеевропейскую политико-экономическую систему и придать ей прочность за счет вненациональной культуры.

Интерьер ампира требовал строгого стилевого единства всех элементов – от оформления стен, полов и потолков до изделий декоративно-прикладного искусства, играющих роль аксессуаров. Предметы обстановки расставлялись по периметру комнатного пространства, что подчеркивало его парадность и создавало некую театральность внутреннего пространства.

Ампир обогатил ассортимент мебели появлением круглых столов самого разного размера и назначения, двухтумбовых письменных столов, зеркал-псише и трельяж, новых модификаций шкафов (горка, сервант). У кроватей выравнивается высота спинок. Мебель эпохи имеет четкое трехчленное деление, соответствующее законам классической архитектуры. Строго пропорционально рассчитанные части мебельного предмета выделяются горизонтальными и вертикальными декоративными элементами, подчеркивающими его монументальность, статичность. Декор обычно располагается по периметру изделия и подчеркивает красоту текстуры тщательно отполированного дерева.

Крах Наполеона в 1813 году не привел к забвению ампира. Его элементы, заложенные им традиции продолжали существовать, несмотря на то, что имя и дела Наполеона были преданы осуждению и их постарались забыть.

Возрождение ампира связано с племянником Наполеона Бонапарта, последним монархом Франции Наполеоном Третьим. Он также пришел к власти на волне революции (1848 г.) и в результате контрреволюционного переворота (1851 г.). Провозгласив себя императором Второй империи в 1852 году, он попытался возродить помпезное искусство, имперский стиль для демонстрации своей силы и власти. Так возникает нео-ампир, псевдо-ампир или «стиль Второй империи».

Он опирался не на исторические образцы, а на буржуазное понимание ампира. В это понимание входила показная роскошь на основе плюша, позолоты, бронзы, бархата в неограниченном количестве. Кроме того, нео-ампир в большой степени был эклектичным стилем, использующим элементы барокко, готики, рококо и других ушедших стилей. Изделия выполнялись на новой, фабричной и технологической основе и зачастую вместо кожи использовался дерматин, вместо позолоты – гальванопластика, вместо антиквариата – имитация старины, откровенные подделки.

В отличие от ампира новая мебель была хрупкой, рассчитанной более на внешний эффект, чем на комфортное утилитарное использование. Формы мебели стали мягче, а соотношение частей не придерживалось строгим классическим канонам. Обилие декора сделало второстепенным красоту исходного материала. В интерьерах нарушалось строгое стилевое единство всех элементов, столь характерное для ампира.

Стиль Второй империи, как и она сама, просуществовал недолго (1852-1870 гг.) и рассматривается сегодня в рамках «эпохи историзма», когда в Европе параллельно сосуществовали несколько псевдо-стилей прошлого.

Вновь ампир напомнил о себе в ХХ веке в СССР. Условия его появления в чем-то схожи с предшествующими – революция, контрреволюционный поворот, сосредоточивший всю полноту власти в одних руках, и создание новой «социалистической» империи. Этот стиль вошел в историю как «Сталинский ампир». Он охватывает 1930-е – 1955 гг.

Если в условиях НЭПа в архитектурных кругах шла борьба между конструктивизмом и классицизмом, присутствовал авангард в изобразительном искусстве, то под влиянием И.В.Сталина предпочтение «партии и государства» отдается классическим традициям в культуре, а стремление доказать всему миру преимущества социализма становится основой для возрождения традиций стиля ампир. В отличие от прошлых воплощений «Сталинский ампир» в большей степени реализовывается в архитектуре, чем в интерьерах. Меньше всего он затронул мебельное производство. Единичные мебельные фабрики выпускали тяжелую грубо декорированную, но прочную мебель, которой едва хватало на оснащение официальных учреждений. Дело в том, что в экономике основное внимание уделялось подъему тяжелой промышленности, укреплению обороноспособности страны, а после окончания Великой Отечественной войны надо было заниматься восстановлением хозяйства.

Что можно сказать об интерьерах этого времени? Образцово-показательными были квартиры в многоэтажных домах крупных городов. В них присутствовали высокие потолки с лепниной и обязательной розеткой для люстр, паркетный пол, выложенный «елочкой». Мебель складывалась из того, что сохранилось с дореволюционных времен или было импортировано. К предметам советского производства относились застекленные книжные шкафы и стеллажи, двухтумбовые письменные столы, круглые обеденные столы (с обязательной белой или светлой скатертью). Статусным предметом был черный кожаный диван или кушетка. Ее наличие говорило о высокой должности, занимаемой хозяином дома. Престижно было иметь настольную лампу на высокой ножке, напоминающей античную колонну. В качестве декоративных элементов широко использовался советский герб или его элементы.

В конце 1955 года было подписано Постановление ЦК КПСС и СМ СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», закончившее время существования имперского стиля и положившее начало новому этапу развития культуры в нашей стране.

Что привлекает к ампиру и поддерживает его живучесть? Односложного ответа нет и быть не может. Прежде всего, это наличие заказчика в лице социальной элиты, приближенной к власти. Второе – космополитизм стиля. Это делает возможным и допустимым его применение в любой географической точке планеты. Третье – уважение к материалу изготовления, что обеспечивает прочность, удобство использования и красоту изделия. И, наконец, наличие исторических условий, когда демонстрация материального благополучия вкупе с хорошим вкусом является необходимостью.
Текст: Наталия Федорова