Одной из наиболее важных проблем, которые предстоит решить Сергею Собянину на посту мэра Москвы, является плачевная ситуация в жилищно-коммунальном хозяйстве столицы. О том, каковы "болевые точки" московского ЖКХ, требующие первоочередного внимания со стороны городских властей, в интервью "НП" рассказала депутат Госдумы от фракции "Справедливая Россия" Галина Хованская.
Галина Петровна, каковы, по вашему мнению, сегодня самые болевые точки в жилищной сфере столицы, чем нужно заниматься в первую очередь?
Если говорить о жилье, то здесь есть несколько основных проблем. Во-первых, обеспечение жильем очередников. В этом году ввод социального жилья сокращается. На это есть объективная причина кризис, но нужно усиливать эту составляющую, потому что предыдущее руководство города делало акцент на коммерческом жилье, под которое отводились самые престижные участки в границах города.
Во-вторых, существующий жилищный фонд, где острейшая тема капитальный ремонт. Здесь есть с чем серьезно разбираться. Москва до сих пор не пользовалась средствами Фонда содействия реформированию ЖКХ, что я считаю неправильным. Хотя на это есть и объективные причины: не все условия по предоставлению этих средств реальны для исполнения. Закон о Фонде нужно привести в такое состояние, чтобы не было негативных последствий. К ним можно отнести уже сегодня массовое создание фальшивых ТСЖ (требование создания определенного процента ТСЖ), ремонт более благополучных домов (требование 5-процентного софинансирования ремонта нищими собственниками дома), дискредитация такой формы управления домом, как непосредственное управление, эффективное для небольших домов.
То есть, если устранить эти негативные последствия, проблему ремонта аварийного жилья решать станет существенно проще?
Конечно, хотя это далеко не все. Например, очень серьезной проблемой является качество проводимого ремонта. В этом году объем средств, выделенных на эти цели из городского бюджета, будет сокращен в силу дефицита, но это все равно огромные суммы. Пока нельзя говорить о конкретных цифрах, потому что проект не закон. Новый бюджет будет учитывать приоритеты нового мэра. Это естественно. Так вот, на сегодня не выполнен объем работ, запланированный на 2008 год, а выделяемые средства расходуются крайне неэффективно, иногда даже во вред жителям. Возникают ситуации, когда люди говорят – лучше бы не было этого ремонта. Причина система откатов. Я желаю Сергею Собянину, чтобы он хотя бы уменьшил масштабы бедствия. Откаты должны чем-то компенсироваться. Они и компенсируются низким качеством ремонта и дешевой, неквалифицированной рабочей силой.
Еще один очень важный момент. Я советую четко проследить за исполнением двух постановлений правительства РФ (№ 1140 от 30 декабря 2009 года и № 731 от 23 сентября 2010 года) о стандартах раскрытия информации. Первое касается естественных монополий и организаций, предоставляющих коммунальные услуги, второе управляющих компаний (УК). То есть, эти структуры должны либо разместить на своем сайте, либо по требованию потребителя выдать информацию не только по перечню работ и услуг, но и полностью раскрыть финансовую составляющую. Сегодня многие УК отказываются это делать. В Самаре ко мне приходила женщина, учительница. Она пыталась узнать, куда идут ее деньги. В ответ ей сообщили, что в Жилищном кодексе не написано, что УК должна давать письменный отчет.
Эти постановления будут исполняться?
Теперь необходимо представить не просто письменный отчет, а в соответствии со стандартом раскрытия информации, описанном в этих постановлениях. В противном случае можно обратиться в прокуратуру, тогда им мало не покажется, и в суд. Я уж не говорю, что это будет повод для замены УК. Это касается и ТСЖ, и ЖСК, потому что здесь тоже далеко не все благополучно.
Новый мэр поручил своим заместителям разобраться с инвестиционной составляющей тарифов на услуги ЖКХ. Видимо, эта проблема существует не только для простых граждан?
Установление тарифов это компетенция мэра, потому что цены на услуги ЖКХ формирует региональная власть. Постановление правительства РФ о стандарте раскрытия информации здорово поможет разобраться в ситуации. Я, например, тоже очень хочу знать, что входит в тариф: зарплата, рост которой у этих структур превышает уровень инфляции, они даже в кризис очень хорошо живут, или средства, которые пойдут на инвестиции, на замену изношенных коммуникаций.
Это первый шаг, совершенно необходимый. Я за это боролась, начиная с 1998 года, с Мосгордумы. Мне как депутату с трудом удавалось выковыривать информацию. Структуру тарифов по теплу удалось узнать только с третьего захода. Когда кто-то пытался это выяснить, им говорили, что это коммерческая тайна.
Недавно на встрече с руководством столичной организации "Единой России" Собянин предложил взять под контроль ситуацию с ТСЖ, и навести в этой области порядок. Почему это предложено только одной партии?
Видимо, потому что Собянин стал мэром от "Единой России". Я, как член фракции и сторонник партии "Справедливая Россия", активно этим занимаюсь. В неделю приходит по три-четыре жалобы. Мы направляли обращения в прокуратуру, а теперь уже и Собянину, потому что Лужков этих писем не читал, его аппарат пересылал их префектам, от которых мы получали благостные ответы. А прокуратура нам отвечала, что внесено представление, решается вопрос о возбуждении уголовного дела. Идет массовая подделка подписей, фальсифицируются протоколы общих собраний, на которых якобы создаются ТСЖ. Люди часто не знают, что у них в доме создано ТСЖ. Бывает и того интереснее: Иванов Иван Иванович не знает, что он является председателем ТСЖ. У нас был такой факт: человек через два года узнал, что возглавляет ТСЖ, когда налоговая потребовала отчет. А что делать, если указания идут от руководителя комплекса городского хозяйства, который давал их префектам?
Говорят, что до 90 % созданных за последние два года в Москве ТСЖ фальшивые. Это действительно так?
Да, это информация городской антимонопольной службы, которая проводила проверку по поступающим жалобам. Когда меня спрашивают, есть ли у вас примеры фальшивых ТСЖ, я отвечаю, что их много. Наоборот, хороших примеров очень мало, буквально единичные случаи. Когда инициатива идет снизу, это совсем другая история, вам будут "вставлять палки в колеса". ТСЖ хорошо приживаются в недавно построенных домах, которые не требуется ремонт, где живут люди примерно с одинаковым, высоким уровнем дохода. Ситуация, когда возникает конфликт интересов в доме, не благоприятствует созданию и нормальной работе ТСЖ. У нас до сих в законодательстве не сформулировано, что такое обязательные платежи, которые все должны платить, а что такое добровольные платежи, которые должны удовлетворять фантазии богатых собственников квартир.
Как вы думаете, будет ли расширяться при Собянине фонд некоммерческого жилья, за что вы так давно боретесь?
Да, в Москве существуют так называемые бездоходные дома, хотя они, в основном, строятся в области. В частности, недавно семь таких домов построены в Подольске. Сегодня созданию жилищного фонда некоммерческого использования мешает правовой пробел в федеральном законодательстве. Мы еще в 2005 году предлагали прописать эти нормы в новом Жилищном кодексе.
Сегодня законопроект по этой теме вами отозван. Добиваться его принятия бесполезно?
Нет, мы от этой идеи ни в коем случае не отказываемся. Это чисто тактический ход. Все замечания, которые можно было учесть во втором чтении, мы учтем в первом. Лидер "Справедливой России" Сергей Миронов будет перед внесением говорить с Минфином, иначе мы снова упремся в стену.
Почему?
Потому что не поддерживает пока эту идею только Минфин. Минрегион поддерживал проект с самого начала. Удалось убедить и Минэкономразвития. Задача извлечения прибыли здесь не стоит. Есть задача решить социальную проблему обеспечения жильем среднего класса.
Более того, мы считаем, что этот фонд в будущем, когда граждане нашей страны станут лучше жить, будет основным. Социальное жилье для малоимущих, конечно, останется, но в меньшем объеме, а основным станет государственный или муниципальный фонд некоммерческого жилья, который не подлежит приватизации, но цены в котором гораздо доступнее, чем при коммерческом найме.
Как вы считаете, можно ли рассчитывать, что ситуация в жилищной сфере при Сергее Собянине изменится в лучшую сторону?
Очень на это надеюсь. Я оптимистка, хотя и умеренная. Пока его первые шаги не вызывают у меня отторжения. Напротив, я бы их поддержала и готова помочь в предоставлении информации по реальной ситуации в Москве, по всем тем направлениям, о которых я говорила.
Беседовал Юрий Чернега
социальная сфера, инфляция, фракции, налогов