Вопрос модернизации политической системы не был центральным в Послании президента Федераль ному Собранию. Однако он был затронут, и, если в предыдущие годы глава государства касался этой темы в федеральном и региональном аспектах, то теперь сказал об этом в муниципальном разрезе.
Дмитрий Медведев заявил о необходимости "дополнительных шагов" на уровне местного самоуправления, которое, как он напомнил, является важнейшим элементом любого демократического государства. В то же время президент с сожалением констатировал, что роль большинства политических партий в работе муниципалитетов пока практически не ощущается, в результате на местном уровне не все партии выполняют функцию общероссийских политических организаций. В этой связи он предложил сделать обязательным использование пропорциональной или смешанной избирательной системы на выборах представительных органов в городских округах и муниципальных районах с численностью депутатов не менее 20 человек.
Основной вопрос заключается в том, получит ли инициатива президента своё развитие
Представляется, что такую инициативу поддержат, прежде всего, оппозиционные партии. Пока их представительство на "нижнем этаже" власти остаётся весьма низким, и причин тому несколько. Во-первых, "Единая Россия" лучшие кадры рекрутирует в свои ряды. Это и руководители сельскохозяйственных организаций, и сельская интеллигенция, и просто активные граждане. А когда приближаются муниципальные выборы, все другие районные и городские партийные организации, кроме единороссов, сталкиваются с жесточайшим кадровым голодом и коротенькой скамейкой запасных, а порой и её отсутствием.
Во-вторых, даже при наличии сильных местных отделений применение мажоритарной системы выборов сводит на нет усилия оппозиции: административный ресурс делает своё чёрное дело, выколачивая нужный результат.
В-третьих, в целом ряде регионов, например, в Белгородской и Тульской областях представительные органы муниципальных районов даже не избираются, а формируются – из глав и делегированных депутатов городских и сельских поселений в составе района. И если в поселенческом собрании большинство у "партии власти", то и на районном уровне будет тоже самое.
В-четвёртых, не добавляет энтузиазма партиям и отмена прямых, всенародных выборов глав муниципальных образований, которые всё чаще избираются из числа депутатов соответствующего представительного органа, где доминирует "Единая Россия". Последняя, как правило, заправляет и процедурой назначения по контракту глав местных администраций, которые в большинстве своём опять же являются единороссами.
Так что слабое представительство на уровне местного самоуправления не вина, а беда оппозиции, и новые президентские инициативы, безусловно, могли бы несколько выправить имеющийся партийный перекос. Есть объяснение и обозначенной Дмитрием Медведевым минимальной планке в 20 депутатов: при распределении по пропорциональной системе слишком малого количества мандатов снижается репрезентативность полученных партиями голосов. Уже были случаи, когда заградительный пяти или семипроцентный барьер преодолевали, скажем, пять списков, а мандатов хватало только на четыре. Случались конфликты, в том числе, с обращениями в суд, по способам распределения мест в местном представительном органе, когда разные партии не могли решить, кому же отойдёт спорный мандат.
Есть проблема и с "императивностью" мандатов. Так, депутат Государственной Думы или регионального законодательного собрания, избранный по партсписку, не может сам покинуть фракцию. А их коллега из муниципального собрания – запросто, поскольку эта норма на него пока не распространяется, и такие случаи тоже были.
В некоторых муниципалитетах додумались до квазисмешанной системы выборов
Основной вопрос заключается в том, получит ли инициатива президента своё развитие или утонет в лукавых демагогических рассуждениях единороссов. Есть и другие важные вопросы. Например, как быть с теми представительными органами муниципальных районов, которые не избираются, а формируются? На них посыл главы государства не распространится или формирование всё же заменят прямыми выборами?
А по какой системе пройдут муниципальные выборы в марте 2011 года? Ведь к весеннему единому дню голосования законы, вероятно, не успеют откорректировать, и тогда, например, в Орле горсовет будет избран только по одномандатным округам.
В некоторых муниципалитетах додумались до квазисмешанной системы выборов. Так, Совет народных депутатов Владимира будет избран предстоящей весной, причём предполагается, что 28 депутатов получат мандаты по мажоритарным округам, и только 7 – по пропорциональной системе. И где гарантии, что этому примеру не последуют другие: дескать, смотрите – система у нас смешанная, как президент просил?
Наверное, неплохо бы распространить пропорциональную или хотя бы смешанную систему выборов и на уровень крупных городских поселений, где, наряду с административным центром региона, в общем-то и сосредоточена партийная жизнь. Но, как говорится, надо с чего-то начать.
И остается надеяться, что политическая конкуренция на низовом уровне, как сказал в своём Послании президент, будет способствовать укреплению доверия к партийной системе и повышению ответственности партий перед избирателями.
фракции, медведев, президент