Политический клуб PolitRoom
   
О клубе
Устав клуба
Структура
Администрация
Доклады
Проекты
Проблематика
Публикации
Модернизация споткнулась о кадровый вопрос

Сергей ЧЕРНЯХОВСКИЙ
Профессор Факультета истории, политологии, права РГГУ, доктор политических наук, действительный член Академии политической науки

Нельзя жить не производя. Нельзя развиваться, лишь продавая то, что еще можно продать. Да и для того, чтобы торговать, нужно производить. И нельзя производить, не готовя специалистов производства.

Соответственно, если под модернизацией понимается в первую очередь создание нового производства, технологический прорыв, то стране нужны специалисты, которые смогут его осуществить.

Строго говоря, когда в Послании Федеральному собранию 2009 года Медведев оглашал свои модернизационные планы, он говорил о пяти приоритетных направлениях:

  • Развитие медицинской техники, технологий и фармацевтики;

  • Повышение энергоэффективности, переход к рациональной модели потребления ресурсов;

  • Ядерная энергетика;

  • Развитие космических технологий и телекоммуникаций;

  • Развитие стратегических и информационных технологий.

Если исходить из этого, стране в первую очередь необходимы специалисты в медицине и медицинской промышленности, энергетике, физики-ядерщики, космонавты и специалисты по космическим технологиям, компьютерщики и физики-электронщики.

В рамках этой логики государство должно было в первую очередь увеличивать число бюджетных мест по указанным направлениям, а также расширить подготовку специалистов по анализу политических, социальных и экологических последствий тех или иных организационных, технологических и производственных решений.

Стране не хватает не только специалистов производства, но и инженеров, технологов, конструкторов

Одновременно необходимо было как минимум сохранить бюджетную подготовку по специальностям, носящим академический, долгосрочный, непроизводственный характер, выполняющих задачу сохранения и производства культуры – филологов, специалистов искусства, качественных педагогов и т. д.

Для обеспечения их подготовки нужно вернуть педагогам хотя бы тот же уровень оплаты, который был в советское время, то есть сделать работу в высшей школе и преподавании в целом статусной и привлекательной.

Правда, по непонятным причинам, на Госсовете по проблемам образования была озвучена уже иная логика:

  • В стране переизбыток людей с высшим образованием и недостаток со средним специальным;

  • Поскольку страна готовит слишком много специалистов с высшим образованием, нужно сделать акцент на развитии не высшего, а среднего специального образования, то есть на ПТУ и техникумах, переименованных по случаю постсоветских реформ в колледжи;

  • Чтобы повысить мотивацию для выбора абитуриентами этой формы образования, нужно разрешить "колледжам" присваивать своим выпускникам дипломы бакалавров, то есть дипломы, объявленные в России дипломами о высшем образовании;

  • Вузовской профессуре нужно начать переучиваться из лекторов университетов в преподавателей ПТУ и техникумов.

Вообще говоря, с тем, что в стране не хватает квалифицированных рабочих, мастеров, техников и подобных им специалистов производства, вполне можно согласиться. Это действительно становится препятствием для развития современной индустрии как таковой. Но не хватает не только их, но и инженеров, технологов, конструкторов.

Поэтому, если согласиться с тем, что специалистов с высшим образованием переизбыток, то нужно согласиться и с тем, что никаких специалистов в области инновационных технологий, космоса, медицины, ядерной техники стране не нужно – их подготовлено вполне достаточно.

Но есть и другая сторона вопроса. Согласно этой логике получается, что раз в стране переизбыток специалистов с высшим образованием, то нужно развивать преимущественно среднее, а чтобы в него шло больше абитуриентов, нужно выдавать выпускникам дипломы о высшем образовании. Иными словами, для того, чтобы справиться с перепроизводством специалистов с высшим образованием, их, кроме вузов, нужно готовить еще в ПТУ и техникумах.

Если вся модернизация и все инновации будут осуществляться в рамках таких подходов, России можно только посочувствовать. Равно как и модернизации.

Идея перехода профессоров в ПТУ основана на неверном представлении о нынешней высшей школе

Тут, правда, тоже есть некая логика: техникум выдает диплом бакалавра, вуз – диплом магистра. Тогда все отчасти становится на свои места: первые учреждения готовят специалистов со средним образованием, вторые – с высшим. То есть диплом бакалавра становится тем, к чему он и приравнивался при сравнении квалификационных уровней в прошлом – дипломом о среднем специальном образовании. А диплом магистра становится равнозначен прежнему диплому специалиста.

И тогда удастся совместить две несовместимые в принципе вещи – Болонскую систему и здравый смысл, требования жизни.

Что же касается идеи перехода профессоров на работу в техникумы, то она явно основана на неверном представлении о кадровом состоянии высшей школы. Сегодня проблема не в том, что в вузе работать престижно и выгодно, а в техникуме наоборот. Проблема в том, что больше некому работать и в вузах. Те, кто там работает, либо просто довольствуются нищенским окладом, либо имеют возможность зарабатывать деньги в неких других местах, а свой учебный план выполняют в силу то ли привычки, то ли сознательности, то ли энтузиазма, то ли для развлечения.

Призыв к профессорам идти работать в техникумы равнозначен призыву к специалистам по ядерной физике учиться делать детекторные радиоприемники. Кроме того, этот призыв имеет смысл только в том случае, если в этих техникумах будут платить. В противном случае любому профессору проще будет уйти из преподавания – либо на пенсию, либо в бизнес, либо в публицистику. И тогда преподавать некому будет уже не только в техникумах, но и в вузах.

Хотя общая проблема нехватки тех, кого называют квалифицированными рабочими и техниками, конечно, реально существует. Только вот решение ее лежит в совсем иных направлениях, нежели те, которые были описаны выше.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

реформы, требования





2009-2017. Карта сайта