В пятницу, 19 ноября московское региональное отделение партии "Справедливая Россия" провело "круглый стол" на тему "Снос объектов малой торговли: беззаконие или благо для москвичей?".
Вопрос сноса объектов розничной торговли, или, попросту, ларьков, стал одной из самых обсуждаемых и острых тем в первые недели прихода Сергея Собянина к власти в Москве. Рвение московских чиновников, которые принялись сносить все московские ларьки без разбора, породило острый конфликт между сетевыми компаниями быстрого питания и московскими чиновниками уровня префектур и районных управ. Представителям торговли даже пришлось написать письмо Сергею Собянину, депутатам Госдумы и членам Совета Федерации с просьбой разобраться в конфликте.
На призыв бизнесменов откликнулось руководство московского регионального отделения партии "Справедливая Россия" лидер фракции "эсеров" в Госдуме Николай Левичев и секретарь Бюро Совета регионального отделения партии в Москве Александр Агеев, а также депутат Госдумы Антон Беляков. Бизнесменов представляли руководители сетей быстрого питания "Теремок", "Крошка-Картошка", "Стардог! s", "Пирожки из печи", Общества защиты прав потребителей, Ассоциации распространителей печатной продукции, Ассоциации предприятий быстрого питания. От имени власти на "круглом столе" выступили представители столичной мэрии, префектур и управ города.
"В умах чиновников вновь сработало "Правило трех "у" угадать, угодить, уцелеть", так охарактеризовал происходящее в Москве с ларьками Николай Левичев, открывая "круглый стол". И констатировал, что Москва и так уже превращается в город, совершенно неудобный для жизни: к примеру, обычному человеку сложно найти место, где он может подшить брюки или купить простой хлеб. Снос ларьков, по мнению депутата, только отдалил московскую инфраструктуру от граждан. "Что же стоит за всем этим – попытки дискредитировать мэра или рефлекторное желание чиновников самосохраниться?", задал риторически вопрос Левичев. По его мнению, необходимо использовать смену руководства с благими для бизнеса и горожан целями, и решить проблему противостояния мелкого и среднего бизнеса и московских чиновников.
По мнению бизнесменов, одна из главных задач – это совершенствование законодательства. Ведь, как выяснилось, многие законы Москвы и федеральные законы попросту противоречат друг другу, а закона, регулирующего мелкорозничную торговлю, в нормальном виде и вовсе не существует. Об этом говорил представитель движения "ОПОРА России" Никита Кузнецов, один из авторов письма бизнесменов в российские органы власти. По его словам, необходимо, прежде всего, развенчать миф о нецивилизованности мелкорозничной торговли. Более того, по словам Кузнецова, мелкорозничный бизнес вполне может стать украшением города, как это, к примеру, происходит в Берлине. Кстати, как заметил предприниматель, в столице Германии аренда места для торговли может стоить около 1,5 евро в день, тогда как в Москве день аренды площади для мелкого бизнесмена может обойтись в сумму около 7 тысяч рублей. Он напомнил, что "ОПОРА России" подготовила проект закона "Об особенностях регулирования мелкорозничной торговли" и попросил "Справедливую Россию" оказать содействие в продвижении этого проекта через Госдуму.
Сергей Рак, директор по развитию сети "Маркон", которой принадлежит сеть "Стардог! s", рассказал, что его компания рекомендовала в ходе сноса не вступать в конфликты с местными властями, хотя его предприятие потеряло большие деньги – только в одном округе эта сумма достигла 10-15 млн. рублей. При этом он рассказал, что многих владельцев ларьков довели до того, что им пришлось держать оборону вокруг своей собственности с ножами в руках.
Директор сети "Сдоба" Андрей Малушин также призвал бороться со стереотипом о том, что мелкорозничная торговля – это антисанитария и шаурма. Ведь под видом борьбы с антисанитарией и заставленными тротуарами пострадал цивилизованный бизнес. К примеру, сети "Сдоба" несколько лет назад грамоту за достижения вручил лично президент России Владимир Путин. Тем не менее, часть ларьков "Сдобы" подверглась массовому отключению электроэнергии, а другая – сносу.
Председатель общества защиты прав потребителей "Общественный контроль" Михаил Аншаков рассказал, что жалобы в общество приходят не только от предпринимателей, но и от граждан, которые также были возмущены кампанией по сносу киосков розничной торговли. "То есть своей цели те, кто руководил сносом, так и не достигли. Более того, ситуация только усугубилась", констатировал он.
Затем выступили директор центра развития предпринимательства ВАО Дмитрий Князев, заместитель руководителя департамента потребительского рынка и услуг Москвы Валентина Варфоломеева. Представители власти пытались разъяснить мотивы действий районных управ, а также заявили, что никаких письменных предписаний для подобного рода действий из-под пера Сергея Собянина не выходило. Чиновники уповали на то, что решения о сносе принимали самолично районные власти, и призвали обсудить проблемы на совещаниях в мэрии. Варфоломеева напомнила, что даже цивилизованные и вполне красивые киоски розничной торговли, выстроенные в ряд, смотрятся очень некрасиво. Поэтому она призвала дождаться 1 мая, когда Москомархитектуры разработает новую схему размещения ларьков с учетом транспортной ситуации, потребностей жителей и удобства расположения.
На что председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции Александр Оськин заметил, что возврат каждого ларька на его место и так будет стоить около пяти тысяч долларов ( за место придется снова заплатить), а "изменение облика" ларьков, даже таких нехитрых, как киоски по продаже прессы, может обойтись в 20 тысяч долларов каждый.
Представители "Справедливой России" предложили обсудить механизмы взаимодействия малого и среднего бизнеса с мэром Москвы и столичным правительством. По их мнению, необходимо создать рабочую группу из представителей малого и среднего бизнеса, куда могут войти и представители власти, как экспериментальную площадки для разработки проектов будущих реформ в сфере малого и среднего предпринимательства.
фракции, германии, депутат, Россия