Хотя с момента назначения Сергея Собянина на пост мэра Москвы прошло слишком мало времени и пока еще трудно сказать, насколько успешными будут его действия по наведению в столице порядка, сам стиль работы нового градоначальника привлекает к нему повышенное внимание. Собянин публично демонстрирует свою "фирменную" жесткость, которая принесла ему славу одного из лучших российских управленцев – он не только резко критикует доставшуюся ему от Лужкова систему власти, но и проводит в чиновничьих рядах кадровую зачистку.
Собянин проводит в чиновничьих рядах кадровую зачистку
Пока она носит не массовый, а только "точечный" характер, однако новый мэр уже заявил своим подчиненным о том, что их работа будет оцениваться им каждый квартал. Худшие управленцы среднего звена будут сначала наказаны, а по итогам полугодия – уволены. Сам Собянин называет это "игрой на выбывание", потому что, по его словам, "простыми методами, простыми уговорами, к сожалению, уже ничего не сделаешь".
К такому печальному выводу его подтолкнул первый же субботний инспекционный объезд центральной части Москвы, после которого он немедленно уволил глав Тверской и Пресненской управ. Формальный повод – хаотичное нагромождение у станций метро торговых палаток и ларьков, придающих лицу столицы неопрятный базарный вид. Фактическая причина – очевидная материальная заинтересованность чиновников в этих торговых точках. "Такое ощущение, что в городе все клочки земли поделены и на них зарабатываются деньги. Чтобы вот такое наделать, надо очень не любить город. Не то, что не любить, а относиться к нему по-хамски", объяснил Собянин свое решение в интервью программе "Время".
При этом он заявил, что уже предупреждал на первом заседании московского правительства о персональной ответственности каждого руководителя за внешний облик Москвы, но "видимо, меня не все услышали". Теперь, надеется Собянин, ментальность столичных чиновников "перевернется" и они попытаются перестроиться. "Кто не перестроится – я не виноват", заключил мэр.
Такая "воспитательная" мера нового градоначальника получила неоднозначную оценку экспертов. Одни утверждают, что налаживать дисциплину чиновников необходимо , и другого пути у Собянина сегодня нет, хотя вряд ли можно решить все проблемы только показательными порками. Другие считают, что в действиях нового мэра пока виден только популизм: он фактически повторяет Лужкова – тот тоже время от времени начинал "наводить порядок" в Москве со сноса торговых палаток. И в том, и в этом случае в роли потерпевшего оказывается мелкий бизнес. Некоторые наблюдатели даже отмечают, что и темы, и механизмы решения всех проблем, предложенные Собяниным, ничем не отличаются от того, что обсуждалось правительством Лужкова.
Критики нового градоначальника, безусловно, лукавят. Конечно, за те полторы недели, что Собянин находится у власти, каких-то тектонических сдвигов к лучшему в Москве не произошло, но нельзя не замечать очевидных перемен. В центре столицы прекращаются скандальные застройки, что было, несмотря на все протесты москвичей, абсолютно немыслимо при Лужкове. Градостроительная тема, включая Генплан развития Москвы, становится объектом пристального внимания не только самого мэра, но и общественности. Решение транспортной проблемы путем развития столичной агломерации при прежней власти тоже было делом невозможным, теперь это лишь вопрос времени.
Собянин полон грандиозных планов: он поручил разработать генеральную схему развития объектов здравоохранения и современных центров образования, он проводит реорганизацию столичной администрации для эффективного развития потребительского рынка и услуг. Чиновники, конечно, понимают, что им необходимо срочно "перестраиваться", но пока не знают, как это сделать. Первые внешние проявления их попытки "перестроиться" выглядят забавно: если раньше на объездах они, окружая Лужкова, все были сплошь в кепках, то теперь, окружая Собянина, стоят с непокрытой головой.
Когда кандидатура Собянина еще только обсуждалась в качестве возможного назначенца, кто-то из политологов заметил, что новому мэру предстоит нелегкая задача избавиться от "символов Лужкова". Многие тогда посчитали, что главный символ – это гигантский Петр Первый работы Церетели. Когда яростная общественная дискуссия на эту тему затухла, выяснилось, что символов Лужкова в столице гораздо больше и избавиться от них намного сложнее, чем просто перенести памятник.
Это, например, московские пробки, которые за долгие годы теневой власти приближенных к мэру инвесторов превратились в почти неразрешимую сегодня проблему. Это бывший префект Юрий Буланов, как яркий представитель коррумпированного московского чиновничества. Это фиктивные ТСЖ и вся жилищно-коммунальная система города. Это мигранты и гастарбайтеры – легальные и нелегальные, сосчитать которых уже практически невозможно. Это "Речник" и обманутые дольщики, московская милиция и московские суды, семейные подряды во власти и сама власть, как источник бизнеса. Это вся разложившаяся за долгие годы правления прежнего мэра административно-коррумпированная система.
Мосгордума является одним из главных символов Лужкова
Московская городская дума, решительно поддержавшая бывшего мэра накануне его отставки, также является одним из главных символов Лужкова. Не только потому, что по сути своей это не представительный орган власти, а некий суррогатный департамент мэрии, ее юридический отдел, утверждающий все решения градоначальника. Но и потому еще, что политическая конструкция, исключающая сам принцип разделения властей и не имеющая никакого отношения к Конституции РФ, в Москве узаконена.
Каким образом "набирался штат" в МГД, известно всем, особенно после последней, самой скандальной московской избирательной кампании, в результате которой 35 депутатских мест разделили между собой "Единая Россия" (32 мандата) и КПРФ (3 мандата). "Отражают ли две фракции, которые действуют в Московской городской думе, все многообразие политических пристрастий москвичей? Я, честно говоря, сомневаюсь", заявил президент Дмитрий Медведев, выступая на Госсовете в январе 2010 года.
Сомневаются все, но при этом никто не хочет развеять эти "сомнения". Как считает политолог Глеб Павловский, "организация выборов в Москве была личным доменом московского мэра". Однако этот "личный домен", как личный подарок от Лужкова новой власти, пытаются сохранить, вопреки всем обещаниям действовать по закону, а не по понятиям.
Оспорить итоги голосования в МГД уже пытались и партия "Яблоко", и КПРФ, подавшие в суды более 500 исковых заявлений, часть из которых все еще "рассматриваются". Бесполезно. Сегодня партия "Справедливая Россия" через Мосгорсуд добивается роспуска лужковского парламента (теоретически такая возможность существует). Главный ответчик по делу – экс-мэр Юрий Лужков на заседания не являлся, и судья, вместо того, чтобы по закону наказать нарушителя, просто исключил его и некоторых других высокопоставленных московских чиновников из списка "заинтересованных лиц". Рассмотрение дела по существу суд назначил на 15 ноября.
Между тем, именно изменение роли МГД в структуре столичной власти и, самое главное, готовность допустить в ее состав представителей разных партий стали бы главным признаком того, что заявленный отказ от "наследия Лужкова" реализуется на практике, не ограничиваясь одними лишь "косметическими" мерами.
президент, мандаты, парламент, медведев