Архитектор, лауреат Прицкеровской премии, основатель архитектурного бюро «OMA»

 

Я приехал в Россию как журналист, и друзья отвели меня в Музей архитектуры им. А.В. Щусева. Там я увидел работы Ивана Леонидова – то, как он минимумом средств добивается максимального эффекта. И на его примере я осознал, что архитектура не просто создает формы, а может быть мощным инструментом для жизненной реорганизации – как в масштабах семьи, так и целого города.

Профессия архитектора – очень странная вещь: или вы строите новое, или занимаетесь старым. Неожиданно выяснилось, что эти занятия находятся в подлинной оппозиции. Чем я сейчас занимаюсь – я пытаюсь понять, как эта оппозиция может прекратиться.

Я считаю, что величайшая ошибка всего движения за сохранение памятников – это стремление сохранить только великие и старые здания. Нужно сохранять не только ценное, но и повседневное. Поскольку ничего особенно впечатляющего в архитектурной посредственности явно не будет, она станет интригующей территорией свободы и эксперимента.

Можно говорить что угодно про советский режим, но общественные сооружения в России строить умели, и строили с размахом – теперь такого уже нет.

Когда ты работаешь с заказчиком-мужчиной – это, как правило, очень практичный, логично выстроенный, короткий разговор. А клиентки могут без остановки болтать обо всем на свете – времени на переговоры уходит гораздо больше, зато удается обсудить каждую мелочь.

Моя дочь Чарли – фотограф. Она четыре года работала в Китае, путешествовала по Африке, фотографируя жизнь рабочих, долго жила в Дубае. Ей интересны страны, которые переживают важные и быстрые перемены, и то, как по-разному глобальная культура проявляется в каждом из этих развивающихся миров. Я бы сказал, что она репортер, выхватывающий моменты глобализации. Иногда я прошу ее помочь, когда мне нужны фотографии, которые показывают здание во всей его сложности, а не просто его особенности и красоту. Она прекрасно видит сложные отношения отдельного дома с остальным городом и то, как они «пропитываются» жизнью друг друга.

Один из самых важных аспектов работы с заказчиком – это быть внимательным к людям и позволять каждому говорить все, что он хочет. Не должно быть никакой строгой системы оценок или любых других форм подавления, способных помешать творческому процессу. Это главное.

Стабильность и предсказуемость меня особенно не привлекают.