На прошлой неделе правительство одобрило проект федерального бюджета на 2011-2013 годы, а также лежащий в основе бюджетного планирования прогноз социально- экономического развития на этот период.
По планам кабинета министров, по итогам 2010 года ожидается дефицит бюджета на уровне 5,3 %. Однако к 2013 году он должен составить менее 3 % ВВП, а в дальнейшем опуститься до нулевого уровня.
Доходы бюджета в 2011 году запланированы на уровне 8,8 трлн. рублей, расходы 10,6 трлн. рублей. Дефицит, таким образом, составит 1,8 трлн. рублей или 3,6 % ВВП.
Между тем, по итогам прошлого года доля убыточных предприятий в России выросла почти на 5 % по сравнению с предкризисным 2008 годом, в итоге треть российских предприятий работает в убыток, подсчитали в Росстате. Провал 2009 года в российской экономике не мог не отразиться и на ее лидерах: впервые за всю историю составления рейтинга "Финанс-500" выручка крупнейших компаний не увеличилась, а упала. По данным аналитиков, выручка всех участников рейтинга составила 31,42 трлн. рублей – на 3% меньше, чем в прошлом году. Причем, треть нынешнего снижения обеспечил "Газпром". Чистый убыток зафиксирован у 89 крупнейших отечественных компаний.
Треть российских предприятий работает в убыток
Как сообщает Росстат, численность выбывших работников на российских предприятиях в августе превысила численность принятых на 48,2 тыс. человек. Рост увольнений начался снова, впервые с "провального" начала 2009 года, когда из-за "кризиса неплатежей" большинство отечественных предприятий осталось без оборотных средств. Еще в январе-августе 2010 года Росстат констатировал превышение принятых над уволенными, то есть, снижение безработицы. Прием работников тогда увеличился на 28 %, увольнение сократилось на 6,7 %.
А что же случилось сейчас? Ведь и размер задолженности по зарплате во второй половине года тоже начал расти.
Причина в том, что состояние основных фондов большинства предприятий перерабатывающего комплекса оставляет желать лучшего, считает эксперт Сергей Савинов. Не секрет, что почти все эти предприятия практически не имеют собственных оборотных средств, необходимых для осуществления простого производственного цикла, и вынуждены прибегать к кредитам. Именно поэтому в кризис, когда банки перестали кредитовать предприятия, промышленное производство обвалилось на 18 % больше, чем у многих развитых и развивающихся стран мира.
Дело в том, что основным источником денег для экономики является не производство, а именно финансовый сектор: дадут банки деньги и предприятия будут работать, не дадут – остановятся.
В похожей ситуации находится реальный сектор экономики многих стран, но у них, во-первых, доля заимствований не так велика, как у нас, и, во-вторых, средства производства вовсе не "дышат на ладан". Кроме того, привлечение оборотных средств обходится российским предприятиям значительно дороже, чем их иностранным "коллегам". Соответствующие издержки они частично перекладывают на стоимость продукции – отсюда и инфляция в России, когда нигде в мире ее нет.
Но главное – рост цен отечественного производителя ограничивает конкурентоспособность его товара по сравнению с аналогичным продуктом иностранного производителя, неплохо представленным на нашем рынке. Кроме того, качество отечественной продукции, произведенной в условиях изношенного оборудования, не сопоставимо с качеством зарубежных образцов.
Учитывая все вышесказанное, не стоит даже надеяться на то, что российское производство в ближайшие годы станет более эффективным. Откуда же возьмутся деньги на ликвидацию бюджетного дефицита?
По словам главы Минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной, доля приватизации госпредприятий из списка, утвержденного правительством, в покрытии дефицита бюджета вырастет с 0,3 % до 16-17 %.
Не стоит надеяться на то, что отечественное производство в ближайшие годы станет более эффективным
Но это все равно немного. Допустим, часть денег можно занять на внешнем рынке, но наращивать иностранный государственный долг тоже нежелательно. Потому что нужно иметь в виду и рост всего совокупного национального долга России, главной составляющей которого является внешний корпоративный долг. К концу 2010 года он приблизится к 134 % ВВП, что будет заметно выше всех финансовых резервов государства. Следует учитывать и быстрый рост внутреннего госдолга в 2008-2010 годах, в связи с необходимостью финансирования расходов федерального бюджета.
Еще одним дополнительным источником доходов бюджета, как уже отмечалось, становится "скрытая" девальвация рубля, которая тоже увеличит рублевые поступления в бюджет от "нефтедолларов".
Кроме того, зарплаты бюджетникам в 2011 году правительство индексировать не планирует, а это дает государственной казне прямой "инфляционный доход".
Но сильно на этом спекулировать нельзя, потому что, по словам премьера Владимира Путина, одна из главных задач правительства гарантировать безусловное выполнение социальных обязательств. Вторая задача продолжить модернизацию реального сектора экономики и ключевых элементов инфраструктуры. И третья сохранить макроэкономическую стабильность.
Впрочем, начинать нужно со второго, иначе не будет ни первого, ни последнего. Но даже, если правительство поставит на первое место задачу модернизации производства, у него мало что получится. Модернизация производства, особенно российского, основные фонды которого изношены на 60-80 %, потребует очень больших инвестиций.
Но где их взять? У самих предприятий собственных средств нет даже на простое воспроизводство, другие российские источники им практически недоступны – банки по-прежнему не дают кредитов реальному сектору, несмотря на все увещевания и даже угрозы со стороны власти. А иностранные инвестиции очень избирательны, они идут в основном в сырьевой сектор.
Так что обещания низкого и уж тем более нулевого дефицита бюджета со стороны правительства вызывают большие сомнения.
зарплаты, банка, казна