Многие говорят, что не понимают современного искусства, и даже раздражаются, когда узнают, сколько стоит, казалось бы, обычная фотография или гора мусора, перед которой установлена табличка с причудливым словом «инсталляция». Но проблема гораздо шире. Заглянем в прошлое: можем ли мы с уверенностью сказать, что понимаем искусство прошлых веков? Например, ужасающие картины Иеронима Босха или, может, мы понимаем «Звездную ночь» Ван Гога, не говоря уже о Малевиче с его квадратом. При этом к искусству прошлых веков мы относимся лояльно, и причина тому – большая информированность.

Мы знаем художников прошлого: Да Винчи, Тициан, Малевич, Дали, Мунк, Ван Гог, Пикассо — всё это не пустой звук для
наших ушей. Подходя к Моне Лизе, посетитель Лувра ассоциирует её с личностью Леонардо Да Винчи, он осведомлен, какого масштаба это был человек и, зная, что Джаконда – это одна из главных работ великого художника, зритель искренне рад созерцать её. Представим фантастическую ситуацию, что Да Винчи родился в XXI веке, написал картину, не уступающую
Моне Лизе, и анонимно выложил свою работу в инстаграм. В лучшем случае секунды две обыватель будет на неё смотреть и
поставит лайк. Потому что красиво, но не цепляет.

Анатомическая точность воспроизведения человеческого тела на холсте в современном мире цифровой фотографии утратила
свою исключительную ценность. Сегодня востребованы идеи в чистом виде. И чем острее проблема, о которой говорит творец (художником язык не поворачивается назвать), тем резонанснее искусство. Чтобы расслабить мимические мышцы перед современным арт-объектом, стоило бы в первую очередь узнать имя автора. Вероятнее всего, это ничего не изменит, но первый шаг к пониманию произведения искусства будет сделан.

Демиен Херст – один из самых высокооплачиваемых художников современности. Демиена Херста волнует тема жизни и смерти, его разноцветные кругляшки – это ничто иное, как таблетки, которые нужно принимать, чтобы продлить свою жизнь. Херст рисует свои кружочки и по сей день, каждая расположена на одном расстоянии друг от друга и не повторяются по цвету.

В мае 1961 года Пьеро Мандзони законсервировал свои фекалии. Всего получилось 90 баночек, по 30 грамм в каждой. Он назначил цену за каждый грамм, равную цене одного грамма золота. Покупатели нашлись, и это было очень удачное вложение денег: сейчас баночка Манцони оценивается в 30000 евро, когда 30 грамм золота можно приобрести за 1000 евро. На тот момент Манцони говорил, что его проект призван показать, как доверчивы покупатели произведений искусства. Но проект Манцони обрел более глубокий смысл, по сути, Манцони сделал золото из дерьма, деньги уравняли фекалии и золото, капиталистическая машина съела это дерьмо.

Джефф Кунс, Balloon Dog (Собака из шариков), 1994-2000 гг. Вопреки названию и визуальному ощущению, что работа выполнена из огромного воздушного шара, это совсем не так. «Собака из воздушных шариков» выполнена из стали, отполированной до зеркального эффекта, весит эта «собачка» одну тонну. Внешняя легкость и теплые тона его работ на деле оказываются твердым и холодным металлом.


Илья Кабаков  «Коммунальная кухня» 1992 г.
Илья Кабаков – один из самых востребованных российских художников в мире. Одной из центральных тем в творчестве Ильи Кабакова является коммунальная квартира. Для Кабакова коммуналка – это метафора советской жизни, по словам самого Кабакова, жить в ней нельзя, но и жить иначе тоже нельзя. А кухня является центром самой коммуналки, местом, где готовят пищу, решают вопросы, ссорятся, мирятся. Особенное воздействие эта инсталляция производит на западного зрителя, у которого в голове не укладывается, как можно жить в таких условиях.


Барнетт Ньюман, «Onement I» (Единство I), 1948 г.
Работа «Единство I» американского абстрактного экспрессиониста Барнетта Ньюмана трактуется по-разному: многие искусствоведы видят в этом библейские мотивы — противостояние двух половин, разделение на добро и зло, на женское и мужское, свет и тьму. Но доминирует идея, что на картине изображен человек. Ньюман рисовал много таких работ, они различались цветом и толщиной линии. В этом есть идея индивидуальности человека, если стоять напротив
его картины, создается впечатление, что человек смотрит в зеркало.

Современное искусство – это, прежде всего, идеи, художник конечно способен нарисовать что-то красивое, но какой в этом смысл? В современном мире очень много красивого, даже переизбыток красивых картинок, в эпоху интернета можно легко вбить в Гугле «красивые рисунки», и непременно вы получите, что хотели. Искусство стало таким не потому, что оно
деградировало, а потому, что общество изменилось.