Говорят, нехорошо пинать мертвого льва. Но я собираюсь пойти еще дальше — посягнуть на икону целого поколения. Причем, пинать Стива Джобса я буду жестоко и с удовольствием, ибо он это заслужил. Его поклонники, к несчастью, в большинстве своем даже не удосужились ознакомиться с его биографией, многочисленными интервью, воспоминаниями очевидцев. И уж конечно, они не читали биографию подлинного гения, Стива Возняка, который покинул компанию Apple, в основном, по причине разногласий с ее крикливым, плаксивым и невыносимым лидером.

Итак, за что я не люблю Стива Джобса.

Прежде всего, Джобс представляет собой классическую формацию американского топ-менеджера-управленца, которую я искренне ненавижу. В компании такой управленец создает невыносимые для работы условия, заваливая работников разнообразными формами эффективности использования рабочего времени. Об этом есть свидетельства. При этом человек, который сам работает по 24 часа в сутки (а это про Джобса), заявляет, что главное не то, сколько человек работает, а насколько эффективно он работает. Людей при этом он увольняет мгновенно, не давая даже доработать положенные по трудовому законодательству две недели, в общем — ведет себя, как настоящий самодур. Придумывает поле «искажения реальности» —
и говорит всем, что сделать невозможное возможно, главное, в это поверить. В общем, начальник из него отвратительный. Но ему, конечно, не откажешь в умении находить подлинные таланты — и заставлять их работать на себя. Не умея создать ничего сам, Джобс выдаивает идеи и умения из других, талантливых и изобретательных. Это тоже особый дар — но совсем другой дар — не тот, что приписывают Джобсу.

Возвращаясь к неумению расходовать собственное время. Отлично характеризует лицемерие Джобса эпизод с женой. Когда Стив решительно не поехал на работу, а поехал с ней на свидание, осознав, что рабочее время — ничто, и надо тратить жизнь на себя.
Один день! Он позволил себе один день! И дальше снова включился в работу. Вы хотите поговорить об эффективности Джобса? Джобс не был эффективным. Он страшно перерабатывал. И врачи диагностировали у него высочайшую степень переутомления, что в конечном счете сказалось на его здоровье. Не могло не сказаться.

Пойдем дальше. Финансовая нечистоплотность. Увы, Джобс из тех руководителей, которые любят оставлять людей без денег. Но очень любят деньги. Достаточно припомнить ранний эпизод со Стивом Возняком, когда Джобс назвал неверную сумму оплаты за работу — и присвоил большую часть выручки за то, что сделал Стив Возняк, попросту обманув приятеля — друзей у Джобса не было и не могло быть. Потом он неоднократно так же поступал с работниками компании Apple. И даже с теми, кто стоял у ее истоков, увольняя их без достойного выходного пособия. Если кто не в курсе, Джобс еще был против, чтобы поделиться с родоначальниками Apple акциями, и Стив Возняк, ради справедливости, раздал свои. Понимаете, Джобс так любил деньги, что не готов был упускать даже малую прибыль — наживаясь на тех, кто делал вместе с ним общее дело.

Нежелание Стива Джобса следовать общим правилам — на самом деле, глубокий эгоизм и наплевательство на других. Известно, что он парковался на «парковке для инвалидов» — потому что так ему было удобно. Не соблюдал скоростной режим — потому что
считал, что правила придумали для дураков. То есть Джобс не уважал других людей, которые соблюдают правила, потому что осознают, что инвалидам надо делать поблажки, и что, не соблюдая скоростной режим, вы угрожаете жизням других людей. Но Стиву было на других людей наплевать.

Он, как известно, делил людей на два типа: полезных для компании умников и тупиц-потребителей. Это не я придумал, об этом сам Стив Джобс говорит в своей биографии, которую практически надиктовывал. Хотя автор и позволил себе собственный взгляд на Стива Джобса, потому что Джобс к моменту публикации уже был мертв. Нет, он не пинал мертвого льва, не плевал в икону, он просто излагал факты.

В основе идеологии Джобса лежит идея, что людям можно впарить все, главное создать «бренд». «Бренд» — для Джобса некая потусторонняя, почти мистическая вещь, артефакт, которым человек-потребитель жаждет обладать. Стратегия компании Джобса строилась вокруг этого глобального обмана — человек должен поверить, что продукты Apple лучшие. Один из сотрудников говорит в документальном фильме об Apple восхищенно: «Он продал людям устройство, которое не работает от батареи даже сутки!». Потребители-тупицы не замечали, что покупают сырец. Продукты Apple так часто оказывались сырыми и неготовыми, что приходилось даже делать специальные заявления — поскольку замалчивать ситуацию было невозможно. А Стив Джобс пытался ее замолчать слишком часто.

На самом деле, Джобс человек, который ничего не придумал сам. Даже его патенты на собственные изобретения — липа, желание потешить собственное эго. Потому что как может возглавлять компанию человек, который не привносит в общее дело ничего,
кроме неумелого руководства и невыносимой атмосферы — его же не зря в свое время выгнали из Apple. Этого хотело не только руководство, этого хотели люди, которые беспрестанно жаловались на Джобса. Некрасиво выглядит также история с девушкой Джобса, которую он выгнал, как только узнал, что она оказалась беременной. И долгие годы не желал признавать свою дочь. Пока она не прислала ему по почте анализ ДНК. История умалчивает, как ей удалось раздобыть биоматериал Джобса, но этот аргумент Джобса убедил. Впрочем, история родителей и детей — это больше к Малахову. Стив Джобс стал бы отличным
героем одной из программ, разоблачающей отца — отнюдь не героя, а негодяя.

Стив Возняк в своей биографии с обидой пишет, что Джобсу приписывают многие его изобретения. И приписывают не просто так. Джобс лично утверждал, что это изобрел он сам. То есть попросту присваивал то, что придумали другие. Это свойство личности — ничего не поделаешь. Мне даже кажется, Джобс сам верил в силу своего гения. Именно поэтому в то же поверили другие. Заразительное свойство. Как было не создать артефакт-бред из самого себя?.. Кстати, пресловутый айфон уже был в разработке, когда Джобс вернулся в компанию. Позже он всеми силами старался доказать и рассказать, что придумал его сам.
Но даже это не так.

На самом деле, продолжать можно долго. Углубиться в психологические дебри, разобрать плаксивость и истеричность «гения», его явные психологические проблемы — с этой фруктовой диетой, убившей его поджелудочную, и упорным нежеланием мыться — от чего окружающие говорили, что «Джобс воняет», но не хочется продолжать. И так все понятно.