Феминистка, коммунистка, бунтарка, любящая жена, вечный пациент и икона стиля — известнейшая мексиканская художница Фрида Кало до сих пор поражает современников не только собственным талантом, но и силой духа, а также сложной, полной страданий судьбой. Какой же была жизнь одной из самых нетипичных и эпатажных художниц XX века? Жизненный путь и неординарность личности Фриды Кало освещает и комментирует Алена Митрофанова.

 

В юности Фриде было присуще нечто драматичное – легкий изъян во внешности придавал ей еще больший магнетизм. У нее были сросшиеся на переносице брови, темные миндалевидные глаза с чуть приподнятыми внешними уголками, над чувственным ртом виднелся легкий темный пушок. Смеялась Фрида глубоким заразительным смехом, который вырывался наружу то ли от восторга, то ли от неизбежности признания абсурдности физической боли. Она носила яркие пышные одежды, отдавая предпочтения национальным мексиканским нарядам. Всюду, где бы не появлялась эта женщина, она производила фурор. Часто употребляла крепкие выражения, наблюдая за реакцией публики на сленг низов общества, произнесенный из ее уст, но с высоко поднятой головой и королевским достоинством.

 

El destino
Дочка немецкого фотографа-эммигранта и мексиканки индейского происхождения с детства отличалась слабым здоровьем, контрастирующим с ее железным характером. Перенесенная в 6 лет болезнь (полиомиелит) отразилась на внешности будущей художницы – одна нога девочки стала тоньше и короче другой, Фрида стеснялась хромоты и всю жизнь носила специальную обувь – туфли с разной высотой каблука. Одноклассники часто дразнили девочку «колченогой Фридой».
А в 18 лет произошло еще одно событие, внесшее еще большие драматические коррективы в хрупкое тело этой маленькой женщины: автобус, в котором Фрида ехала со своим другом, со всей скорости влетел в трамвай. В результате металлический трос проткнул матку девушки, были констатированы многочисленные переломы ребер, три перелома позвоночника, переломы
правой ноги и сломанная ключица – врачи все же спасли жизнь девушки. Прикованная на два года к постели Фрида начала писать автопортреты, смотря в зеркало над кроватью и используя подрамник для работы в положении лежа, специально сконструированный любящим отцом. Чтобы хоть как-то сбежать от реальности и боли, Фрида разрисовывала цветами и узорами и свой ортопедический корсет.

 

El amor
В 20 лет Кало встречает любовь всей своей жизни – художника, коммуниста и ловеласа Диего Ривера. Тот, несмотря на свою малопривлекательную внешность, покорил девушку сразу и на всю жизнь. Молодая художница принесла показать ему несколько работ, а через 2 года вышла за него замуж – их союз в народе называли «голубкой и жабой» по причине большой разницы в весе и росте. «Картины Фриды Кало передавали исполненную жизни чувственность, которую дополняла беспощадная, но очень чуткая способность к наблюдению. Для меня стало очевидно, что девочка была прирожденной художницей» – вспоминал Ривера о первых впечатлениях от картин Фриды.
Однако даже восхищение этой маленькой мексиканкой не могло удержать Диего от бесконтрольного увлечения женщинами – семейная жизнь четы Ривера-Кало была омрачена систематическими изменами мужа. Фрида переживала их с болью в сердце, но раз за разом прощала. Последней каплей и поводом к разводу стала любовная связь Диего с сестрой художни-
цы – Кристиной, этого гордая Фрида простить уже не смогла. Несмотря на все страдания, связанные с Ривера, Кало была безгранично предана этому мужчине и боготворила его до конца жизни: «Возможно, от меня ожидают услышать жалобы на те страдания, которые я пережила рядом с Диего. Но я не думаю, что берега реки страдают из-за того, что меж ними протекает
река, или что земля страдает из-за дождей, или что атом страдает, когда теряет энергию. На мой взгляд, на все дана естественная компенсация».

 

El arte
Художественный стиль Фриды характеризуют как наивное искусство или фолк-арт. Среди ее известнейших картин – «Автопортрет с распущенными волосами» (1947), «Цыпленок» (1945), «Две Фриды»(1939), «Сломанная колонна» (1944) и другие. Творчество Фриды Кало насыщено символами и фетишами. Показательно то, как именно художница изображала связи между объектами на картинах: в большинстве своём это кровеносные сосуды, питающие сердце. В
каждом ее автопортрете находятся ключи к разгадке смысла изображённого: сама художница всегда представляла себя серьёзной, без тени улыбки на лице, но её чувства выражены через призму восприятия фона, цветовой палитры, окружающих ее предметов. женщина в каждый написанный автопортрет вложила силу своего характера, все пережитые душевные муки, боль утраты и неподдельную силу воли. Картины Кало сейчас являются жемчужинами известных музеев и частных коллекций.

 

El estilo
Мало кто помнит, что Фрида украшала обложку американского Vogue в 1937 году. На ней она предстала в своем коронном образе, ставшим знаковым для ее поклонников – платье с вышивкой, цветочный венок в волосах, яркие губы и крупные серьги. Платье, в котором Фрида снялась для журнала, было воплощенной в реальность идеей французского модельера
Эльзы Скиапаррелли, которая назвала свое творение «мадам Ривера».

 

La provocacion
Бунтарский дух Фриды обнаруживал себя еще в юности – на одной из архивных фотографий 1925 года она позирует в мужском костюме, по тем временам такой поступок приравнивался к неслыханной дерзости. Эпатажные выходки мексиканской художницы не ограничивались большим количеством спиртного (по мнению многих, содержимым бутылки она всего лишь заглушала постоянные боли) и сигаретами, придавшими характерную хрипотцу ее голосу. Вечеринки творческой богемы в доме Кало и Риверы шумели по всей Америке и Франции, где они временно пребывали, представляя на местных выставках мексиканское искусство.

 

La memoria
В 2006 году Центральный Банк Мексики объявил об обновлении банкнотного ряда по случаю двухсотлетия независимости от испанского господства и столетия Мексиканской революции. К сентябрю 2010 года, когда должны были начаться празднования, была выпущена купюра достоинством 500 песо, героями которой стали Фрида Кало и Диего Ривера. Выбрав их, Банк Мексики решил внести свой вклад в популяризацию мексиканского живописи. Режиссер Джули Тэймор в 2002 году представила миру оскароносный фильм «Фрида», главную роль в котором
сыграла чувственная Сальма хайек. Образ Фриды Кало и ее картины по сей день вдохновляют множество людей, причастных к искусству. Жаль, что в реальной жизни неэстетичная пожизненная мука художницы стала вечным сопровождающим ее многоликих таланта и воли.