В трех республиках СНГ уже либо дан старт избирательным кампаниям, либо они вот-вот начнутся. На постсоветском пространстве они станут главным политическим событием ближайших месяцев. Оговоримся – мы сознательно исключаем из нашего обзора президентские выборы в Белоруссии, назначенные на 19 декабря, поскольку они заслуживает отдельного рассмотрения.
Начнем с Киргизии, где 10 октября состоятся парламентские выборы, которые станут завершением апрельской революции в этой стране. Точнее, это была, конечно, не революция, поскольку свержение клана Бакиева не повлекло за собой кардинальных перемен в жизни страны, а стихийный бунт, переворот, осуществленный толпой. Справедливости ради отметим, что все-таки последствия Бишкека-2010 были значимее итогов Бишкека-2005. Свержение Акаева, можно сказать, вообще ничего не изменило в политическом устройстве страны, просто на место одного клана пришел другой и уже через два года все пошло по-старому – авторитарное управление нищей страной. Вся власть осталась в руках президента, опиравшегося на членов семьи и земляков, роль парламента была еще более ничтожной, чем при Акаеве.
Теперь же "революционеры", словно стремясь оправдать свое имя, превратили Киргизию, посредством принятия на референдуме новой конституции, в парламентскую республику. Роза Отунбаева на том же референдуме получила подтверждение своих президентских полномочий до конца 2011 года, чтобы играть в ближайшие полтора года роль гаранта конституции и арбитра в политических спорах. При этом реальная власть после выборов будет находиться в руках премьера.
Что означает для республики переход к парламентской или точнее президентско-парламентской форме правления в ближайшей перспективе?
Пока это привело к заметному повышению интереса к предвыборной кампании, поскольку на ней будет реально решаться вопрос о власти. Выборы-2010 это не профанация, а вполне действенный механизм формирования будущего правительства. Те, кто хотят войти в него, претендуя на решение политических вопросов, должны пройти горнило выборов.
Обилие партий, отсутствие административного ресурса и относительная свобода СМИ означает, что парламент получится весьма разношерстный. Ни одна партия самостоятельно кабинет составить не сможет и появление коалиций неизбежно. В любом правительстве будут представлены разные силы, что будет делать его слабым, обреченным на противоречия. Однако, поскольку настоящих партий в Киргизии нет, а есть лишь конъюнктурные объединения семейств и кланов, бизнеса и политиков, порой создающиеся с нуля под какие-то проекты, то нас ожидает зрелище многократной реструктуризации будущего парламента.
Выборы в Киргизии станут завершением апрельской революции в этой стране
Понятно, что, едва попав в парламент, депутаты забудут о предвыборных обещаниях и программных установках, и начнут неизбежный процесс сплочения вокруг реальных центров силы. В итоге правительство и премьер могут поменяться не раз, и не два, но в итоге в Киргизии могут сформироваться одна-две политические силы с устойчивой базой поддержки, консолидирующие интересы кланов. Тогда следующие выборы пройдут уже без интриги, и не исключен пересмотр конституции в плане возврата республики к привычной президентской модели – под конкретного "хозяина".
Это наиболее вероятный сценарий на ближайшие лет пять. Однако не исключен и "оптимистический" вариант в смысле развития демократии. Противоречия в парламенте между олигархическими группами могут оказаться настолько непримиримыми, а их коалиции настолько неустойчивыми, что "стабилизации" не произойдет. В свою очередь это послужит питательным бульоном для формирования настоящих партий на более-менее ясной идеологической основе. Впрочем, не исключен и третий вариант – торжество интересов кланов над общегосударственными, усиление хаоса и как результат – стагнация Киргизии, прозябание ее на азиатских задворках.
Останавливаться на подробном анализе партий и их программ представляется излишним. Все они без исключения избирательные проекты. Интересны могут быть лишь их лидеры и спонсоры. Но и те, и другие, как подчеркивают все аналитики без исключения, являются представителями старой элиты, показавшей свою неспособность вывести страну из кризиса. С одной стороны, это не так уж плохо, поскольку это люди с опытом управления, а не революционеры-романтики, желающее разрушить все до основания. Им есть, что терять и защищать, и в хаосе они не заинтересованы. С другой – кадровый застой налицо, равно и как отсутствие свежих идей и лиц, что обещает длительную стагнацию.
Четыре главных лидера первого состава временного правительства имеют свои партии: Роза Отунбаева и Алмазбек Атамбаев СДПК, Темир Сариев "Ак-Шумкар", Омурбек Текебаев "Ата-Мекен", Азимбек Бекназаров – БЭК. Все они уже давно выступают на политической сцене Киргизии. Их оппоненты также давно и неплохо известны. Это "Ата-Журт", в списках которой бывший мэр Бишкека Нариман Тюлеев, экс-министр ЧС Качубек Ташиев, бывший председатель Государственной налоговой службы Акматбек Келдибеков, руководитель администрации президента Бакиева Мыктыбек Абдылдаев; "Ар-Намыс" партия Феликса Кулова, бывшего премьером и вице-президентом при Акаеве и Бакиеве; "Республика", возглавляемая Омурбеком Бабановым, успевшим поработать вице-премьером в 2000 году; а также "Содружество" и "Бутун Кыргызстан".
На Украине 31 октября состоятся местные выборы, которые пройдут во всех регионах, кроме Киева и Тернопольской области, поскольку там уже состоялись досрочные выборы, в 2008 и 2009 гг. соответственно. Ставки на них не так уж высоки, но, тем не менее, после них станет окончательно ясно – пришел ли Виктор Янукович всерьез и надолго, удалось ли ему переформатировать политическую систему Украины под интересы Партии регионов. Если его политическая сила возьмет под контроль большинство советов и должностей мэров, а оппозиция выступит слабо, то будет очевидно, что новый режим сформирован.
Пока перспективы для оппозиционеров вырисовываются неутешительные. Политолог Дмитрий Выдрин считает, что "в Украине нет оппозиции. Оппозиция, как известно, это люди, имеющие новые альтернативные взгляды на развитие страны, новые стратегии... Из того материала, из которого состоят партии, именующие себя оппозицией, создать новую команду, способную на новые креативные идеи, невозможно. Все эти люди слишком потасканы властью". Трудно с этим не согласиться.
Деморализованная украинская оппозиция не представляет серьезной угрозы для Партии регионов
Трагедией для страны стало то, что оппозицию представляют давно известные и надоевшие персонажи. Тимошенко для Украины примерно то же самое, что Хакамада или Немцов для России. С такими противниками любая власть будет победителем по определению. Возьмем ситуацию на западе страны. Теоретически – это заповедник всяческого национализма. Он мог бы стать отправной точкой для формирования новой оппозиции. Но этого не происходит. Даже здесь власть одержит победу в том смысле, что выборы выиграет не одна сила, а пестрая коалиция вроде бы националистов ("Батькивщина", "Свобода", "Наша Украина", "Фронт перемен"), на самом деле крайне разобщенных и преследующих в основном коммерческие интересы.
Любопытно проследить за судьбой блока Юлии Тимошенко. Ввиду того, что предвыборное законодательство изменено, и блоки запрещены, на выборы пойдет именно партия "Батькивщина". После поражения Тимошенко на президентских выборах, она неуклонно теряла свои позиции по всем статьям. Дело дошло до того, что в четырех областях Украины у нее просто-напросто увели региональные ячейки путем рейдерского захвата, и она ничего не могла поделать с этим. Популизм Тимошенко больше не срабатывает, а без административного ресурса ее позиции ослабли еще сильнее. Ее ставка на привлечение в качестве спонсоров бизнесменов, которым потом предоставлялись депутатские посты, привела к тому, что партия стала крайне уязвима в тот момент, когда власть в Киеве поменялась. Фракции БЮТ и в Верховной раде и в регионах стали массово покидать депутаты-бизнесмены, в поисках лучшей "крыши" переходящие в Партию регионов. Последним ударом для Тимошенко стал фактический раскол фракции БЮТ в Киевсовете, где она потеряла контроль над ситуацией.
После провала на президентских выборах Арсения Яценюка, его можно почти не принимать в расчет, как и Анатолия Гриценко. В лучшем случае "Фронт перемен" будет балансировать на грани прохождения в ряде областей Западной Украины. "Наша Украина" Виктора Ющенко также находится в полном нокауте, несмотря на то, что в роли ее лидера выдвигается экс-глава СБУ Валентин Наливайченко. Про КПУ можно сказать лишь то, что она в большинстве областей сможет перейти минимальный барьер, так и оставшись младшим партнером партии власти.
Несколько лучше положение "Сильной Украины" Сергея Тигипко, которая, судя по опросам, может в целом получить второе-третье место. Но ее результат лишь укрепит в конечном итоге позиции Виктора Януковича, поскольку сам Тигипко – часть нынешней властной конструкции как вице-премьер. Некоторый локальный успех могут иметь местные партии например "Русское Единство" в Крыму, или "Родина" в Одессе.
Борьба за мэрские посты представляется более интересной, так как в ряде случаев ожидается приход к власти колоритных личностей. Например, в Харькове Партия регионов сделала ставку на ранее судимого за мошенничество Геннадия Кернеса, нынешнего секретаря горсовета. Бывший мэр Михаил Добкин стал губернатором, сделав пост вакантным. Оба хорошо известны пользователям интернета как герои скандального ролика, где Кернес много ругается матом и командует рекламной съемкой Добкина. Но, судя по всему, этот скандал никак не повредит Кернесу, и его отрыв от возможных конкурентов достаточно велик. Опять-таки ему в этом помогают не только его способности или деньги, но и тотальная слабость оппозиции в Харькове.
В Одессе действующему мэру Эдуарду Гурвицу вызов бросают сразу отец и сын, выступающие как конкуренты. Если губернатор, представляющий Партию регионов, продвигает на пост мэра Одессы Алексея Костусева – депутата Рады, в течение многих лет бывшего главой Антимонопольного комитета, то сын последнего – Алексей Гончаренко, будучи депутатом горсовета от той же партии, имеет в городе куда большую популярность и готов идти на выборы самостоятельно.
Популярность правящего в Молдавии Альянса за европейскую интеграцию крайне низка
В целом, можно сказать, что деморализованная оппозиция не представляет отныне серьезной угрозы для Партии регионов, и помешать последней одержать победу в целом (ясно, что в Галиции она большинства не получит) могут лишь ее собственные ошибки.
Завершим наш обзор ситуацией в Молдове. После провала референдума по новой конституции, ставшего тяжелым ударом по правящей коалиции, страну ожидают досрочные парламентские выборы в конце года, ориентировочно в конце ноября.
У Альянса за европейскую интеграцию, который сегодня располагает большинством в парламенте, сложный выбор. Чтобы оставаться у власти и далее, партиям, его составляющим, необходимо вновь получить большинство, а это уже представляется почти нереальным, поскольку нынешний перевес по числу мандатов над коммунистами минимален и был получен прошлым летом в чрезвычайно благоприятных условиях.
Сегодня Альянс правящая сила, он несет ответственность за все решения правительства и исполняющего обязанности президента, за принимаемые парламентом законы. Популярность его, как показал референдум, крайне низка, а административного ресурса по сути нет.
Однако и торжествующие коммунисты не могу рассчитывать на легкое возвращение к власти. Конкуренция на выборах будет чрезвычайно велика, и "третья сила" может получить шанс проявить себя.
Скорее всего, именно она будет иметь в руках "контрольный пакет" при голосовании во время выборов президента в парламенте. Соответственно, президентом может оказаться компромиссная фигура – не от коммунистов и не от Альянса (если Альянс до выборов уцелеет как единая сила). Такой президент либо, в конце концов, сделается главным игроком на политической сцене, переформатировав под себя партийную коалицию, поддержавшую его, либо, если не преуспеет в сплочении рядов, окажется задвинутым на вторые роли премьером, опирающимся на большинство в парламенте. Тогда Молдову ждет бесконечное противостояние президента и правительства. И, возможно, новый референдум.
идеология, парламент, мандаты