Посткризисное восстановление потребительской уверенности, длившееся с II квартала прошлого года, прервалось, и Росстат зафиксировал рост пессимизма во всех возрастных группах: в III квартале индекс упал на четыре процентных пункта до минус 11%. Как пишут "Ведомости", комментируя исследование статистиков, люди разочаровались в экономической ситуации и меньше верят, что она изменится к лучшему.
Индекс ожидаемых изменений в экономике снова стал отрицательным: минус 4% в III квартале против плюс 5% во втором. Не считая пика кризиса (конец 2008 начало 2009 годов) это самый низкий уровень с 2005 года.. Три месяца назад тех, кто ждал улучшения ситуации в течение года, было в полтора раза больше, чем пессимистов (27 против 17%), а теперь преобладают пессимисты: ухудшения ждут почти 24% опрошенных, в лучшее верят 21%.
Резко уменьшились надежды и на рост личных доходов: индекс ожидаемых изменений материального положения упал с 0,32 до минус 5%. Надежды на рост доходов разбила инфляция: 93% ждут продолжения роста цен, причем 81% быстрее, чем личных доходов.
Именно неожиданный скачок цен вызвал спад настроения россиян, уверен экономист ЦМАКП Игорь Поляков: за три месяца продовольствие подорожало на 2,8%, при том, что обычно июль-сентябрь три самых благодатных месяца с точки зрения роста цен. Но главное рост цен резко ускорился после полутора лет снижения инфляции, объясняет крах радужных надежд населения Поляков.
Инфляция тут же ударила по доходам их динамика сильно влияет на общий индекс уверенности: реальные зарплаты в III квартале не выросли, а в предыдущем прибавляли по 1,3% в месяц.
Пессимизм потребителей отразился на объеме розничной торговли: в августе, по данным Минэкономразвития, он сократился на 0,5% после роста на 1,2% в I квартале, на 1,4% во втором и на 0,7% в июле.
Россияне по-прежнему избегают крупных покупок и сбережений: индексы за три месяца не изменились минус 25 и минус 39% соответственно.
"После кризиса, прошедшего без больших социальных потрясений, в 2010 год люди входили с надеждой, комментирует директор Независимого института социальной политики Татьяна Малева. Но оказалось, что ни к чему этот рост не привел: не решил п роблем ни на рынке труда, ни в социальной сфере, начала раскручиваться инфляция. Снижение индекса потребительской уверенности отражает усталость людей от ожидания перемен".
газеты "Ведомости", NEWSru. com
инфляция, социальная сфера, кризис, зарплаты