Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) недавно заявила о том, что подготовила новый пакет поправок в закон о торговле. Надо сказать, что первые предложения о внесении поправок в этот закон появились в СМИ уже 3 февраля – через два дня после его вступления в силу. И предлагали их обе основные стороны, чьи отношения он регулировал: производители и продавцы (о покупателях почему-то в очередной раз позабыли).
На этот раз изюминкой представленных продавцами поправок стало предложение не ограничивать десятью процентами вознаграждение, которое поставщик выплачивает рознице за "эффективную работу". Продавцы считают увеличение бонуса хорошим стимулом для наращивания продаж. Однако сразу же стало известно о том, что производители продуктов питания не только не согласны с такой постановкой вопроса, но и готовят свои поправки, предусматривающие запрещение вознаграждения для сетей.
В итоге речь идет о том, что очень спорный закон, подготовка и принятие которого были во многом сомнительными, будет перерабатываться, хотя после его принятия не прошло и года.
О том, что поправки вносить необходимо, заявляли еще в апреле представители Федеральной антимонопольной службы. Тогда на заседании экспертного совета представителей торговли при ФАС речь пошла о том, что закон содержит много неточностей и технических недостатков. Заместитель главы ФАС Андрей Кашеваров заявил, что по некоторым пунктам закон еще не доработан, а рассмотрение пакета поправок к нему запланировано уже на осень. С ним тут же согласились и представители Минэкономразвития. Вопрос о том, как можно принимать закон, к которому поправки надо готовить через два месяца после его вступления в силу, почему-то не ставился. И в итоге мы получили сегодняшнюю ситуацию.
Чиновники опасаются того, что коммерсанты сумеют обойти требования закона о торговле
Разумеется, в центре внимания – финансовые вопросы. Торговцы открыто заявляют: между тем, как сложились в стране законы рынка, и новым законом о торговле существуют вопиющие противоречия. Не все условия рынка соблюдены, не складывается практика решений в гражданско-правовых спорах. И, наконец, представителей торговли (учитывается в основном мнение крупных сетей) очень волнует неточная формулировка метода расчета их допустимых бонусов и премий. Так, законом оказались запрещены скидки для сетей, которые даются поставщиками для стимуляции продажи именно их товара. Ограничение размера вознаграждений на рынке, считают "сетевики", это вообще нарушение прав хозяйствующих субъектов.
Есть в законе и еще один раздражающий их момент: участники рынка обязаны предоставлять информацию о ценах поставляемых товаров. Причем, это должно делаться либо через официальный интернет-сайт, либо по индивидуальному запросу. Представители торговли (и это редкий случай, когда с ними согласны представители поставщиков) утверждают: эта информация конфиденциальна. Более того, после ее раскрытия поставщика и сеть можно обвинить в ценовом сговоре. К тому же любые ценовые прогнозы могут нарушить закон о защите конкуренции. После оглашения всей ценовой информации стоимость товаров может просто выровняться во всех магазинах, а это невыгодно торговцам. При этом, понимая, что ни правительство, ни Дума не отступят полностью, представители торговли ведут речь о том, чтобы не делать обязательным предоставление информации на официальном интернет-сайте. Пусть такие данные раскрываются только по запросу.
В то же время представители госорганов выражают беспокойство о том, как бы торговые сети, воспользовавшись прорехами в законе о торговле, не придумали новые формы и методы его обхода. Поэтому на проходящей сейчас осенней сессии Госдумы одновременно с поправками к самому закону о торговле могут быть рассмотрены и поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Они должны образумить тех, кто желает обойти неудачный законодательный акт. И, разумеется, одна из первых инициатив – повышение штрафов. По мысли авторов поправок, новые штрафы для юридических лиц за мелкие правонарушения должны колебаться от 100 до 500 тысяч рублей. Штраф за крупную провинность может достигать одного процента от месячного оборота.
В первые же месяцы после вступления закона о торговле в силу ФАС проверила 10 тысяч договоров поставки, подписанных 311 розничными компаниями. Несоответствий закону в них оказалось более шести с половиной тысяч. И касались они в основном ценообразования. Так, торговцы, ни секунды не сомневаясь в собственной правоте, фактически заставляли покупателей платить за транспортировку или замену оборудования. За поставленную продукцию сети старались не заплатить в срок, шантажируя поставщиков, предъявляющих претензии: будете возмущаться, не возьмем ваш товар на реализацию.
Ряд законодателей предлагает ограничить предельную торговую наценку на продовольствие
Между тем, в спор о бонусах вступили и поставщики. Причем, если торговцы ведут речь о своих бонусах, то они – о своих. Руководители производств, активно работавшие ранее с торговыми сетями, после вступления закона в силу потеряли все свои бонусы и компенсации. И прибыль компаний упала. Поэтому рост цен неизбежен, открыто заявляют они.
И ведь этот их прогноз, в отличие от оптимистических заявлений чиновников от сельского хозяйства, подтверждается с удручающей регулярностью. Последний пример, отмеченный всей страной – рост цен на гречку, когда целый ряд факторов привел более чем к 100-процентному подорожанию.
Между тем, ряд законодателей предлагает ограничить предельную торговую наценку на продовольствие. "Государство должно определиться с перечнем социально значимых, первоочередных продуктов и установить на них предельно допустимый размер торговой наценки – 15 % от оптовой цены. Речь идет о тех продуктах, которые каждый день покупают пенсионеры, многодетные и малообеспеченные семьи", заявил еще в сентябре спикер Совета Федерации Сергей Миронов. По его словам, это предложение уже оформлено в виде законопроекта, одним из соавторов которого он является.
Сейчас реальная наценка в торговых сетях находится в диапазоне от 30 % до 300 %.
Еще весной, сразу после вступления закона о торговле в силу, статс-секретарь, заместитель министра промышленности и торговли Станислав Наумов публично заявил: "Новый закон это крупнейшее поражение российского ритейла". После чего было сказано, что это "хороший закон".
Сегодня уже абсолютно ясно, что проиграли не только и не столько представители торговли, а закон просто плох. И станет ли он лучше после доработки – большой вопрос. Особенно, если, как и при подготовке закона, все сведется к лоббированию интересов двух противостоящих друг другу сторон – производителей и продавцов.
Впрочем, что получиться на деле, мы увидим довольно скоро.
рынок, госдума, Анна