Как и предполагалось, мэр Москвы Сергей Собянин не стал слишком сильно "перетряхивать" кадры, формируя новое столичное правительство, хотя некоторые изменения в структуре управления все же произошли. Собянин отказался от пяти "первых замов", которые были у Лужкова, оставив на этом посту лишь одного – незаменимого Владимира Ресина. Мэр не только понизил в статусе бывших заместителей, но и отправил некоторых из них руководить префектурами. Он привел в правительство новых людей, среди которых появился человек, который непосредственно займется транспортными проблемами столицы – это бывший заместитель Левитина Николай Лямов. Наконец, он взял под свой личный и федеральный контроль имущественно-земельные вопросы города, назначив куратором этого направления чиновницу из Росимущества Наталью Сергунину, а главой Москонтроля – бывшего начальника управления Росимущества Егора Полякова.
Собянин не стал слишком сильно "перетряхивать" кадры
Многие эксперты не раз отмечали, что этот департамент совершенно не нужен – при Рябинине он дублировал функции правового управления мэрии, его деятельность сводилась к блокированию всех контрактов, а разрешения выдавались отдельным компаниям по непрозрачным схемам. Но Собянин не расформировал Москонтроль, а, напротив, укрепил его. Недолго просуществовавший в роли и. о. руководителя Москонтроля Владимир Шукшин остался вице-мэром, однако теперь он будет отвечать за работу с правоохранительными органами. По мнению политолога Станислава Белковского, "бывший охранник Лужкова, который в свое время был удален по инициативе Батуриной с поста начальника управления экономической безопасности аппарата мэрии, сегодня, должно быть, преисполнен решимости и готовности "накопать" на Елену Батурину весь возможный компромат".
Комментируя перестановки и назначения, эксперты отмечают их "логичность": у Собянина нет своей команды, поэтому ему приходится и сохранять старый лужковский костяк мэрии, и приглашать "на Москву" федеральных чиновников. Очевидно, что это московское правительство является временным, "переходным", которое должно выполнить функции "ликвидационной комиссии по лужковскому наследству". Однако на носу зима, и у "временного" правительства самой постоянной и главной задачей остается подготовка хозяйства города к холодам. Именно поэтому никакой кадровой революции в Москве не случилось – мэр старается действовать аккуратно, хотя среди его нынешних подчиненных немало людей с далеко небезупречной репутацией.
Первые распоряжения Собянина выглядят одновременно обнадеживающими и популистскими
Собянин не раз говорил о том, что считает своей главной задачей на посту мэра борьбу с коррупцией. Понятно, что это дело не одного дня и даже не одного года. Но сегодня речь идет только о бизнес-интересах фирмы "Интеко", в то время как "лужковско-батуринский" семейный подряд является не исключением, а общим правилом деятельности большинства московских начальников. Впрочем, новый мэр предупредил, что он без колебаний уволит любого чиновника, "замеченного в коррупционном поведении".
Как это поведение будет "замечать" сам Собянин, пока непонятно, но если поводом для увольнения станет не только заведенное на чиновника уголовное дело, но и скрытое в его декларации об имуществе явное несоответствие между доходами и расходами (это нетрудно проверить), то ему придется увольнять едва ли не всю столичную "вертикаль". Однако, как считает президент фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов, "власть еще сама не определилась, заинтересована ли она в масштабном переделе собственности, в сохранении статус-кво или в передаче активов другим игрокам".
Первые распоряжения Собянина на посту мэра, выглядят одновременно и обнадеживающими с точки зрения элементарного наведения хозяйственной дисциплины, и популистскими. В частности, он намерен по-новому проводить традиционные субботние объезды административных округов. О том, куда мэр отправится с инспекцией, будет объявлено лишь в последний момент – префект этого округа за 40 минут обязан приехать на Тверскую,13, чтобы сопровождать градоначальника.
Новое московское правительство является временным, "переходным"
Собянин также приказал разобраться с инвестициями в ЖКХ – проверить тарифы за лето и за предыдущий год и подсчитать объем проделанной работы. В случае если что-то выполнено не полностью, будет произведен перерасчет. Это радует, несмотря на то, что возможность настоящей ревизии ЖКХ и контроля над ним вызывает сомнения. Собянин также поручил проработать вопрос о том, чтобы летом горячую воду для профилактических работ отключали не на две недели, а на 10 дней. Специалисты критикуют эту идею, утверждая, что за такой короткий срок коммунальщики просто не успеют провести профилактику.
https://greenhouse-ecovata.ru
Президент Дмитрий Медведев, напутствуя Собянина на должность мэра Москвы, говорил, что ему придется "сконцентрироваться на решении социальных вопросов, на повышении уровня жизни москвичей, решении проблем коррупции и пробок, а также постараться сделать экономическую жизнь Москвы более открытой, конкурентоспособной, основанной на законе". Звучит довольно просто, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что задачи, которые стоят перед новым мэром, запредельно сложные. И все, или почти все упирается в коррупцию.
Взять, например, самую острую – транспортную проблему, которую Собянин должен решить максимально быстро, потому что ежедневно в Москве и ближайшем Подмосковье насчитывается в среднем около 700 пробок, в которых простаивает более полутора миллионов автомобилей, а нехватка сети магистральных улиц в пределах города составляет 350–400 км. Мэр распорядился разработать программу развития транспортной инфраструктуры, а федеральный министр Игорь Левитин заявил, что такой проект уже есть – он подготовлен питерской компанией НИПИ ТРТИ еще два года назад.
Проект, реализация которого оценивалась в 4,9 трлн рублей, был просто "заморожен" в связи с финансовым кризисом. Теперь его, видимо, "разморозят", подкорректируют и постараются воплотить. Средств, естественно, не хватает (в столичном бюджете на 2011 год на дорожное строительство заложено только 40 млрд рублей), и мэр собирается увеличить финансирование в несколько раз. Для этого он будет создавать специальный дорожный фонд, привлекая в него частные инвестиции.
Но, как считает директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев, строительство дорог – "одна из самых воровских схем, тут быстро порядок не наведешь". По мнению эксперта, Собянину придется создавать целый штаб по изменению планирования дорог и перерасчету их стоимости, потому что нынешняя цена московских магистралей поистине заоблачная. Только на это уйдет не менее 2-3 лет.
Повышение уровня жизни москвичей и оживление экономической жизни столицы – задача тоже непростая. Хотя бы потому, что практически каждая сфера деятельности московской власти, как выясняется, требует тщательного анализа и серьезной ревизии. И со стороны хозяйственной целесообразности, и с точки зрения соблюдения законов. Член Общественной палаты Вячеслав Глазычев полагает, что в "инвентаризации" (хотя бы минимальной) сегодня нуждается вся система управления столицей.
Для привлечения в Москву иностранных инвестиций и создания условий для деловой конкуренции, для либерализации московского бизнеса, прежде всего, необходимо оттащить от финансовых потоков чиновников и силовиков. Но сделать это практически невозможно, потому что и в Москве, и во всей стране власть давно уже накрепко срослась с бизнесом. Это основа не только столичной, но и всей российской системы. Призывы президента "не кошмарить" предпринимателей не имели серьезного эффекта именно потому, что для тех, кто их "кошмарит" само "кошмаривание" является источником доходов.
И накануне своего назначения, и в роли мэра Москвы Собянин сделал немало серьезных и правильных заявлений. Практически все политики федерального масштаба дали ему положительную характеристику. Это, конечно, повышает степень надежды на нового градоначальника. Москвичи ждут от Собянина реальных перемен, в том числе и в отношении зарвавшихся чиновников. В отличие от столичных жителей, большинство россиян в это не верят. Как показал недавний опрос Левада-Центра, 59% респондентов полагают, что смена столичного руководства никак не повлияет на уровень коррупции среди московских чиновников. А некоторые эксперты прогнозируют, что заявленная новым мэром борьба с коррупцией обернется лишь эпизодами борьбы с отдельно взятыми коррупционерами, и в результате одних мздоимцев просто заменят другими. Ведь единственный более-менее эффективный способ борьбы с коррупцией – это демократия. Будет ли готова московская власть к такому радикальному решению проблемы – москвичи увидят уже довольно скоро.