«Бог сотворил Землю, а Нидерланды создали сами нидерландцы». И лукавству здесь фактически нет места, со времён Римской империи жители густонаселенных «северных земель» отвоёвывают территорию у морских пучин, ведь четверть территорий Голландии лежит ниже уровня моря на 5-7 м. Может быть, именно благодаря воздействию этих факторов именно в этой стране сформировалась непохожая ни на кого культура. Сегодня Голландия известна своими концептуальными и социальными дизайнерскими решениями, креативность и практичность которых поражает и заставляет прислушиваться к себе весь мир.
Несколько слов об архитектуре
Свой особый архитектурный стиль Голландия вырабатывала веками, но всегда оставалась непохожей на своих европейских соседей. Сочетая в себе умеренность кальвинизма и течения позднего Возрождения, страна сформировала собственное архитектурное направление, известное как «голландское барокко».
Больше всего в голландцах поражает способность поглощать и адаптировать иностранный опыт. И нужно заметить, что заимствование было исключительно косвенным, так как иностранцы не были задействованы в строительстве городов. Местные жители воспринимаемые извне формы использовали только для декорирования привычной конструкции зданий в готическом стиле. Так появилась на свет нидерландская неоготика с неоренессансными деталями, а точнее «нидерландский национальный архитектурный стиль».
Переосмысление и свежий взгляд превратили голландскую архитектуру в дизайнерское искусство уже в начале ХХ века и потрясли мир. Геррит Ритвельд шагнул на 40 лет вперед, построив свой Дом Шрёдер – чудо инженерной мысли. Лифты для посуды и покупок, газовая плита, даже дизайн кухни в стиле хай-тек, который позже распространился по всему миру и сейчас есть в каждой квартире, родом из этого дома в городе Утрехт. Г. Ритвельд стал архитектором города Роттердам и из руин Второй мировой войны вырос современный город из жилых комплексов и концептуальных домов. Нынешний архитектурный стиль Роттердама широко представлен небоскребами (наивысшим является башня Маас (164,75 м), всемирно известными «кубическими домами» (1984 г., арх. Пит Блом), бизнес-сооружениями (штаб-квартира «Unilever NL»), а также символом города – мостом Эразма.
Социальный дизайн Голландии
В современной культуре Голландии именно дизайн играет основополагающую роль. Он присутствует во всех сферах жизни, будь то предметы интерьера, общественный транспорт, плакаты для мероприятий, посуда и даже еда. Дизайн для Голландии не просто отрасль. Это социальный инструмент взаимодействия внутри общества. Суть социального дизайна – привносить изменения в жизнь, качественно меня окружающую среду.
В современном мире недостаточно просто законов, считают голландцы. Любые аспекты общественной жизни должны рассматриваться под новыми углами. Раньше правительство вешало знаки запрета, а теперь просто делают неудобными места, куда ходить не нужно. Это и есть воздействие с помощью дизайна, и оно мягкое. Правительство дает дизайнерам полную свободу, и никто не знает конечного результата, но все рассчитывают, что он точно превзойдет ожидания.
Уже 40 лет Голландия несет в себе особенный визуальный облик. Унифицированный фирменный стиль 175 государственных ведомств носит печать стиля студии Думбар. Голландские железные дороги, почта, полиция и муниципалитет. Дизайн яркий, провокационный и по-голландски сдержанный одновременно.
В 2004-м году правительство заказало кампанию по ребрендингу Амстердама под названием «I AMsterdam». Основная идея «Я – Амстердам» или город для людей. Графический дизайн одноименной конструкции из букв произвел фурор во всем мире и стал не просто арт-объектом, но и основной достопримечательностью города.
Еще один яркий пример из не менее яркой повседневности Нидерландов – это национальная валюта. Голландский гульден считают самой красивой денежной единицей в мире. Бросим беглый взгляд на графическое оформление национальной голландской валюты. Разве на них изображён видный исторический деятель или же национальный герой? Нет.
Банкноту украшает птица или же подсолнух в стиле Ван Гога. Нестандартный взгляд на стандартные вещи! Причём на государственном уровне. Дизайн банкнот был выполнен дизайнером Ооттье Оксенааром. На создание таких красивых денег его вдохновили игровые купюры из «Монополии». Особенно он гордится тем, что сумел поместить на банкноте то, что никто не хотел там видеть: свой отпечаток пальца, кролика подруги, и даже символ моряков – маяк. Ему была важна свобода самовыражения и следование функциональным требованиям.
Дизайн + правительство = человек будущего
Правительство Голландии не только основной заказчик, но и главный союзник начинающих дизайнеров. Ведь для Голландцев дизайн – это не просто ваза или стул, это способ организации общества. Правительство поддерживает национальные школы дизайна, выдает субсидии, предоставляет мастерские для творчества и финансирует институты, а их в небольшой Голландии около 40.
Тандем правительства и дизайнерской среды считает своей задачей создание целостной среды способной воспитать «человека будущего». Дизайн, технологии и знания – вот на что опираются Голландские дизайнеры в процессе создания своих концептуальных, а главное, функциональных предметов быта.
О голландских дизайнерах и их творениях
Массовое производство некачественных товаров привело к серьезным экологическим проблемам. А экология и разумное потребление, то на чем зиждется мировоззрение жителей. Голландские дизайнеры предлагают миру способы решения подобных проблем.
Тиерд Винховен использует сухие пальмовые листья для производства нового материала – «пальмовой кожи». Из этого материала получаются прекрасные сумки, обложки для книг и одноразовые тапочки.
Дизайнер Дирк Вандер Кои разработал безопасный способ утилизации старых холодильников и использует переработанный материал для изготовления оригинальных предметов быта и интерьера из пластика. Ричард Хуттон делает кресла и столы из старых книг, сложенных друг на друга. После специальной обработки они твердеют и обретают вторую жизнь. Матрасы, коврики и старую одежду Тео Реми превращает в удобные кресла, а Пит Хайн Эйк создает из промышленных деревянных отходов мебель. Она проста, минималистична и экологически чиста, заверяет самый известный представитель экологического направления Голландии.
Современные дизайнеры стремятся изменить отношение к искусству как к декоративной роскоши, привнести искусство в жизнь каждого человека. «Отличные дизайнерские решения не должны выглядеть скучно. Они могут быть яркими и оригинальными. Для того, чтобы придумать что-то новое, достаточно иначе посмотреть на привычные нам вещи», – считает знаменитый Марсель Вандерс. Он смешивает эпохи, создавая ультрасовременные предметы с историческими корнями: ажурные аудиоколонки или связанная крючком настольная лампа. Кружево – один из любимых мотивов М.Вандерса. Он считает, что дизайн должен быть близок не только городскому моднику, но и бабушке. «Я помню, что у меня есть мать и моя вещь должна ей нравиться». Он сочетает в своей работе традиционные мотивы и формы с концептуальным подходом, привнося элементы магии в используемые материалы. Сделать хрупкое прочным, а непрактичное – практичным.
Голландский дизайн – это инновационный простой чистый стиль. Он концептуальный, индивидуальный, искренний. Искусство дизайна предназначено не для того, чтобы выбрать диван, а для того чтобы понять себя.
Текст: Дарина Фомичева