Политический клуб PolitRoom
   
О клубе
Устав клуба
Структура
Администрация
Доклады
Проекты
Проблематика
Публикации
У Москвы появился новый мэр

В четверг, 21 октября бывший вице-премьер федерального правительства Сергей Собянин официально занял пост мэра Москвы. Церемония его вступления в должность проходила в два этапа: сначала внеочередное заседание столичного парламента, завершившееся тайным голосованием (за Собянина единогласно проголосовали все 32 депутата-единоросса, а из трех депутатов-коммунистов двое выступили против, а одного на этом мероприятии вообще не было), затем – инаугурация в мэрии, на которой присутствовал президент Дмитрий Медведев.

Самым интересным был, конечно, процесс презентации нового мэра в Мосгордуме. Еще накануне, встречаясь с московскими депутатами из фракции "Единая Россия", Собянин признался, что у него "нет цельной программы действий, но есть видение проблем". Однако его вчерашнее выступление стало настоящей программной речью, в которой он не только четко сформулировал эти проблемы, но и дал ответ на вопрос о том, каким образом он намерен их решать. По сравнению с лужковскими подходами многое выглядит революционно.

Довольно странно выглядело назначение главой Москонтроля бывшего охранника Лужкова

В частности, Собянин раскритиковал бюджетную политику столичных властей, назвав ее "тупиковой". По его словам, раньше город развивался довольно динамично, но в последние годы темпы его развития стали затухать, и сегодня Москва напоминает дотационный депрессивный регион. Новый мэр фактически призвал депутатов пересмотреть городской бюджет – тщательно проанализировать его доходную часть и, "чтобы город не стал банкротом", более внимательно отнестись к расходам.

Он подчеркнул, что московское правительство делало большие взносы в уставные капиталы хозяйственных обществ и предоставляло различные субсидии, однако все меньше средств вкладывало в само развитие столицы: с 2008 года объем инвестиций упал в два раза. Поэтому в ближайшее время будет проведена проверка вложений столичной мэрии в коммерческие структуры за пределами Москвы.

Кроме неэффективного использования ресурсов, Собянин назвал и две другие причины, которые девальвируют конкурентные преимущества столицы – это коррупция и бюрократия. Городу нужна более открытая и эффективная система управления, считает он. Прежде всего, необходимо провести тотальную ревизию всех бюрократических барьеров на пути бизнеса на всех уровнях, поскольку сегодня для того, чтобы начать бизнес в Москве, необходимо пройти 40 инстанций и собрать 274 экспертизы и согласования. "Каждый чиновник должен знать, что его деятельность находится под контролем", – заявил Собянин, пояснив, что контроль этот будет не только "вертикальным", но и со стороны общественности и партийных структур.

Радикальным образом Собянин намерен решать транспортную проблему. Он считает, что в Москве не должно быть дорог, "которые ведут в никуда, которые заканчиваются, обрываются на МКАДе". Новый мэр готов максимально быстро начать реконструкцию проблемных магистралей, построить развязки, массовые парковки, наземные и подземные переходы и вывести за черту Москвы грузовые потоки. Но самое главное – он предлагает расширить метрополитен за пределы столицы и совместно с Московской областью развивать дорожную сеть. Это станет основой плана по развитию огромной столичной агломерации. (Кстати, уже вечером Собянин провел совещание по транспортной проблеме с губернатором Борисом Громовым и представителями Минтранса. Выступая на нем, мэр заявил, что необходимо принять "экстраординарные меры", в противном случае безопасность Москвы будет поставлена под угрозу).

Несмотря на то, что Генплан Москвы уже принят столичным парламентом и считается практически "неприкосновенным" законом, новый мэр высказался за то, чтобы его пересмотреть. По его словам, нужно еще раз все тщательно проанализировать и определить, "какие объекты нам нужны в первую очередь, в каких районах и под какие цели", нельзя продолжать и дальше "застраивать каждый свободный клочок земли". Приоритет должен быть отдан инфраструктуре, транспортным коммуникациям, гостиницам, объектам для массового отдыха и занятий спортом, магазинам шаговой доступности и центрам оказания бытовых услуг. Он назвал "градостроительной ошибкой" проект "Москва-Сити", который усложняет трафик и создает дополнительную нагрузку на центр столицы, но если уж стройка начата, то надо довести ее до конца.

Новый мэр предложил внести изменения в сферу ЖКХ, которая сейчас "достаточно неэффективна, непрозрачна и серьезно коррумпирована", а качество коммунальных услуг не соответствует расходам, выделяемым ЖКХ. Кроме того, он готов уже со следующего года перевести все жилищное и офисное строительство на новые стандарты энергоэффективности, которые дают экономию энергоресурсов от 20% до 30%.

Либо Собянин победит столичную коррумпированную систему, либо система победит его

Продолжая социальную тему, Собянин отметил, что 40% москвичей недовольны образованием в столице, а около 300 школ требуют капитального ремонта. Качеством здравоохранения, по его словам, удовлетворены лишь четверть горожан. Все это требует незамедлительного вмешательства московских властей. В качестве первого шага к решению этих проблем мэр потребовал прекратить в школах незаконные поборы с родителей, регламентировать и взять под контроль все разрешенные платежи. Что касается проблемы нехватки детских садов, то ее, по мнению Собянина, можно решить не только за счет строительства новых, но и путем возврата старых помещений, которые сейчас используются нецелевым образом.

Говоря о смене состава столичного правительства, Собянин сказал, что костяк его составит нынешний управленческий аппарат, но ротация кадров состоится и, в первую очередь, за счет перспективной молодежи. Кроме того, он заявил, что мэрия Москвы и федеральные органы власти будут работать в тесном контакте, подчеркнув при этом, что сам он – член команды российского правительства.

Вряд ли все, что сказал Собянин, понравилось депутатам – это было видно по их напряженным лицам. Ведь он дал оценку деятельности не только правительству Лужкова, но и парламенту Платонова. Может быть, лишь некоторые из них начинают понимать, что вина за то, что происходит сейчас в Москве лежит не только на бывшем мэре, но и на Мосгордуме, которая никогда даже не пыталась противостоять волюнтаризму Лужкова. Но большинство столичных парламентариев, судя по всему, просто не осознает реальности происходящего. Мягко говоря, они пока не верят ни самому Собянину, ни его грандиозным планам.

Доказательством тому стал один из вопросов, который был задан Собянину депутатом-единороссом, который подчеркнул, что фирменным стилем прежнего мэра была его открытость, "а смогут ли москвичи достучаться до вас?". Новый мэр ответил, что один человек теперь не будет все решать, и за многие проблемы москвичей должны отвечать префекты. Если у кого-то возникнет желание "достучаться" до мэра, то надо разбираться с префектом.

Однако разбираться с префектами и с другими высокопоставленными чиновниками, видимо, придется и самому Собянину, который объявил борьбу с коррупцией в Москве своей первоочередной задачей. Некоторые эксперты полагают, что как только новый мэр разберется с системой круговой поруки и "бумажками", со своих постов полетят многие ключевые фигуры в московском правительстве. Причем, речь идет не только о фигурантах, которые проходят в качестве свидетелей по уголовным делам.

Довольно странно, например, выглядело назначение Ресиным своим заместителем и одновременно главой Москонтроля бывшего личного охранника Лужкова Владимира Шукшина (ранее его возглавлял лоббист "Интеко" Александр Рябинин, который погорел на взятке и был уволен тем же Ресиным "по собственному желанию"). Это ведомство контролирует приватизацию и использование городской земли, размеры отчислений в бюджет города, арендную плату за участки с правом застройки, ГУПы, госучреждения и предприятия, в которых есть доля Москвы. Что там делает теперь Шукшин, можно только догадываться.

Правда, отмечают эксперты, для самого Собянина глобальная кадровая чистка может стать довольно опасным делом. Ведь он будет противостоять людям, которые двадцать лет никого не подпускали к рычагам управления городом, создав свою закрытую касту, на которую работает и судебная, и правоохранительная система. Впрочем, Собянин имеет репутацию не только неподкупного и жесткого человека, способного добиваться поставленной цели любыми средствами, но и уникального явления в системе российской бюрократии. С одной стороны, это обнадеживает, с другой – пугает.

От нового мэра ждут серьезных перемен (причем, как всегда очень скорых) и одновременно тихой эволюции, позволяющей не разрушить, а только "улучшить и укрепить" все то, что создано Лужковым. Так не получится. Либо Собянин победит эту систему, либо система победит его. Главное – и новому мэру, и москвичам надо понимать, что один в поле не воин.

медведев, суд, ВР, доход





2009-2017. Карта сайта