Политический клуб PolitRoom
   
О клубе
Устав клуба
Структура
Администрация
Доклады
Проекты
Проблематика
Публикации
Всех посчитают

С 14 по 25 октября в России пройдет всеобщая перепись населения. Это крайне важное мероприятие не только для сбора статистической информации, но и для решения государственных задач. Ведь, исходя из данных переписей, составляются планы развития всей страны и ее отдельных регионов, рассчитываются и выделяются субсидии, формируется демографическая политика и многое другое. Несмотря на то, что перепись официально еще не началась, переписывать жителей России, по крайней мере тех, кто живет в труднодоступных местах, начали еще в апреле, а до начала переписи досрочно перепишут еще около 260 тысяч человек.

С переписями населения России в последние десятилетия сильно не везло. Вплоть до 2002 г. переписи не проводились, что нарушало рекомендации ООН по учету населения, согласно которым перепись рекомендуется проводить раз в десять лет в годы, оканчивающиеся на 9 или 0.

Но задержка с проведением переписи – не самая большая проблема. При изучении полученных в 2002 г. материалов оказалось, что во многих регионах размер населения не соответствует официально заявленной численности. Так, на Дальнем Востоке перепись не обнаружила около 150 тыс. человек. В процентном отношении рекорд "недостачи" был поставлен в Чукотском автономном округе – 28 %. Аналогичные, хотя и менее заметные проблемы, обнаружились в регионах севера Европейской части России и некоторых исторических русских регионах (например, в Тамбовской, Тверской и Курганской областях "потерялись" более 5 % числившегося населения). В то же время в Москве при официальной численности населения в 8,5 млн. человек переписано было 10,4 млн. На 77 % выше ожидаемого оказалось число жителей Чечни (1,1 млн. вместо 0,6).

До сих пор больным вопросом остается финансирование переписи

Такие нестыковки численности населения позволяли регионам получать из федерального бюджета дополнительные средства, размер которых рассчитывался исходя из численности населения. Также новоявленные "мертвые души" использовались для искажения результатов выборов в национальных регионах России, которые при Ельцине превратились в этнократии, управляемые узким слоем высших чиновников. Известность получил конфликт в Башкирии, где местные власти пытались исказить численность проживающих в республике татар для того, чтобы башкиры оказались этническим большинством в своем национально-территориальном образовании.

Недоверие к результатам переписи привело к тому, что в 2006 г. Росстат произвел корректировку данных, но это лишь слегка сгладило противоречия между данными переписи и данными текущего учета.

Подготовка к переписи-2010 идет еще с 2007 г., начавшись с отработки методик: осенью 2008 г. была проведена пробная перепись населения в подмосковной Балашихе, Петроградском районе Санкт-Петербурга и в Хабаровске. В ходе пробной переписи было охвачено около 300 тыс. человек и отработаны программно-методологические и организационные вопросы проведения переписи, а также технологии автоматизированной обработки полученных данных.

С началом мирового экономического кризиса появились планы переноса переписи на 2013 г., но жесткая позиция правительства в данном вопросе позволила сохранить ранее заявленные сроки.

Однако и перепись 2010 г. ждет множество проблем. Так, например, до сих пор больным вопросом остается финансирование переписи. Федеральный бюджет выделяет на это всего 30 % запланированных трат. Остальные 70 % ложатся на бюджет и без того небогатых муниципальных образований. А государство только планирует возместить эти расходы в течение нескольких следующих лет.

Глава Росстата Александр Суринов сообщил, что общие затраты на проведение Всероссийской переписи населения 2010 г. составят около 17 млрд. рублей. "Если сравнивать с США, то перепись нам обойдется гораздо дешевле", – сказал он. В Америке, по словам Суринова, стоимость переписи в расчете на одного человека составляет $ 50, в РФ в 2010 году – менее $ 4. Но мы видим, что эта экономия достигается, прежде всего, за счет перекладывания расходов на бюджеты муниципальных образований и за счет сознательного занижения тарифов на услуги переписчиков, аренду помещений и т. п. Муниципальные образования обязаны ориентироваться на эти заниженные тарифы или, если денег не хватает, доплачивать из собственного бюджета.

Государство накладывает на организаторов переписи анекдотичные ограничения

Более того, государство накладывает на организаторов переписи ограничения, которые носят совершенно анекдотичный характер. Так, запрещено осуществлять охрану объектов переписи всем, кроме специально сертифицированных охранных агентств. Но в большинстве мелких провинциальных городов России нет и никогда не было профессиональных охранных агентств, а вызов специалистов из областных центров непосилен для местного бюджета. Но и нанять сторожа живущего в этом городке, что обошлось бы гораздо дешевле, органы самоуправления, ответственные за перепись не могут – не имеют права.

Часть проблем уже признана организаторами и ищутся способы их решения.

На заседании правительственной комиссии по проведению переписи глава Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский назвал четыре проблемы, которые, по его мнению, необходимо решить для успешного проведения переписи.

Первая проблема – это бомжи. Как правило, у них нет никаких документов, а соответственно, нет и никакой регистрации. В связи с этим ФМС предлагает регистрировать таких граждан по адресам органов соцобеспечения, которые ими занимаются.

Вторая проблема связана с опозданиями в снятии с регистрационного учета умерших людей. Иногда этот процесс затягивается на многие месяцы, а то и годы, особенно, если умерший не имел близких родственников и документами некому заниматься. Глава ФМС предложил законодательно обязать органы ЗАГСа своевременно передавать в ФМС данные о смерти.

Третья проблема – дома-новостройки, в которых люди фактически проживают, а юридически нет, потому что риэлторы начинают заселение домов зачастую без правоустанавливающих документов. Впрочем, переписчики ходят не по юридическим адресам, а по местам фактического проживания людей, поэтому данная проблема не столь серьезна. Однако из-за таких домов у статистиков и местных властей случаются конфликты.

Четвертая проблема, которую надо решать, – это регистрация кочевых народов. Ненормально, считает Ромодановский, когда в паспорте вместо адреса указывается "кочевник". И предлагает регистрировать кочевые народы по месту расположения администраций сельских поселений, к которым они формально приписаны.

Но, несмотря на все проблемы, всеобщая перепись населения 2010 г. должна стать существенной вехой и в истории России и в статистическом изучении российской действительности, мероприятием, подводящим итоги реформ последнего десятилетия.

конфликт, америка, кризис





2009-2017. Карта сайта